Взгляд в будущее: ЦБ представил четыре сценария развития экономики

Банк России опубликовал проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2026–2028 годы. Регулятор раскрыл цели и подходы к проведению ДКП, свой взгляд на текущее состояние экономики и прогнозы ее развития в среднесрочной перспективе. Всего представлено четыре сценария: базовый, дезинфляционный, проинфляционный и рисковый, и эксперты называют первый наиболее вероятным. Он отражает текущее видение ЦБ и совпадает с динамикой последних месяцев, предполагающей замедление инфляции и постепенное охлаждение спроса. «Известия» узнали, что будет с российской экономикой в ближайшие три года.
Конкретный курс
Банк России представил основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие три года. Регулятор уже опубликовал соответствующий проект, определив перспективы развития в 2026–2028 годах.
В документе также анализируется текущее состояние экономики, в частности фиксирующийся в 2025 году рост. Он оказался умереннее, чем в предыдущие годы, хотя инвестиционная активность остается высокой, в том числе за счет государственной поддержки приоритетных отраслей. Увеличение спроса соответствует возможностям наращивать производство, а инфляция замедляется. Ожидается, что в дальнейшем экономика вернется на траекторию сбалансированного и устойчивого роста, а инфляция достигнет целевого показателя и закрепится на нем.
Всему этому поспособствовала проводимая Центробанком жесткая денежно-кредитная политика. ДКП регулятор ужесточал с середины 2024 года, повысив в октябре ключевую ставку до 21% годовых и сохраняя ее на этом уровне до июня 2025 года.
Подобное решение привело к тому, что разрыв между спросом и потенциальными возможностями производства начал постепенно закрываться. Рост потребительской и инвестиционной активности замедлился, кредитование охладилось, а сбережения продолжали накапливаться высокими темпами. Появились также небольшие признаки ослабления кадрового дефицита.
Убедившись в устойчивости дезинфляции, ЦБ летом 2025 года перешел к снижению ключевой ставки. Сигналы о дальнейших решениях регулятор давал нейтральные, предполагая возможность пауз в наметившемся снижении.
На фоне подобного состояния экономики Банк России представил прогноз развития ситуации на 2026–2028 годы, разработав четыре сценария: базовый, дезинфляционный, проинфляционный и рисковый.
Предсказать будущее: четыре прогноза ЦБ
Базовый сценарий построен на наиболее вероятных с точки зрения Центробанка предпосылках развития экономической ситуации в мире и России. В соответствии с ним инфляция в РФ в текущем году будет находиться на уровне 6–7%, а начиная с 2026 года достигнет цели в 4%. Ключевая ставка при этом в 2025 году составит 18,8–19,6%. В 2026 году она будет находиться на уровне 12–13%, а в 2027 и 2028 годах закрепится на отметке 7,5–8,5%.
Внутренние условия будут предполагать дальнейшую трансформацию экономики и ориентир преимущественно на внутренний спрос.
Темп роста ВВП в 2025–2026 годах замедлится, при этом доля инвестиций в ВВП останется высокой. А в 2027 году экономика перейдет к траектории сбалансированного роста. Ожидается, что доходы граждан будут увеличиваться, что отчасти поддержит потребительский спрос, но в большей степени будут накапливаться и сбережения.
Исходя из внешних условий, регулятор полагает, что мировая экономика в 2025–2028 годах будет в среднем расти медленнее, чем в 2000–2019 годах. Этому поспособствуют торговые противоречия между странами и объемы бизнеса. Важным фактором останется политика США.
В базовом сценарии предполагается снижение мировых цен на нефть на прогнозном горизонте. При этом центральные банки развитых стран сохранят тенденцию к смягчению ДКП. Сохранение санкционных ограничений для российской экономики между тем продолжит сдерживать рост экспорта и импорта.
В дезинфляционном сценарии прогноз по инфляции в текущем году остается на уровне 6–7%. Однако в 2026 году ожидается достижение показателя в 3–4%. С 2027 года инфляция закрепится на цели в 4%.
Ключевая ставка в 2025 году в этом сценарии также составит 18,8–19,6%, но опустится до 10,5–11,5% в 2026 году. В следующие два года она будет находиться на уровне 7,5–8,5%.
Предполагается, что для интенсификации производства в условиях растущего дефицита кадров компании будут инвестировать в большем объеме, чем в базовом сценарии. А эффективное освоение инвестиций и ускоренный рост совокупной факторной производительности приведут к существенному росту предложения товаров и услуг, которое полностью покроет внутренний спрос в ближайшие два года.
В части предпосылок по мировой экономике и геополитическим условиям дезинфляционный сценарий совпадает с базовым.
Следующий сценарий —проинфляционный — предполагает сохранение уровня инфляции в 2025 году в 6–7%. Однако в отличие от предыдущих двух прогнозов в 2026 году показатель составит 4–5%. В 2027 и 2028 годах при этом инфляция будет находиться у цели.
Ключевая ставка в 2025 году также составит 18,8–19,6%, но в следующем году она будет на уровне 14–16%. В 2027-м ставку снизят до 10,5–11,5%, а в 2028 году она достигнет значения в 8,5–9,5%.
В этом сценарии внутренний спрос окажется выше, а предложение ниже, чем в базовом сценарии. Потребуется больше времени и ужесточение ДКП, чтобы вернуть инфляцию к цели. При этом предполагается расширение правительственных мер протекционистского характера. Это приведет к удорожанию импортных товаров и повышению спроса на отечественную продукцию, что переложится в рост цен на нее.
Инфляционные ожидания граждан и бизнеса будут снижаться медленнее, чем в базовом сценарии, и более чувствительно реагировать на прочие проинфляционные факторы.
Усиление санкционного давления окажет негативное влияние на динамику предложения. Оно будет сдерживать инвестиции и снижать производительность из-за потери доступа к некоторым технологиям.
Еще один внешний фактор, который отразится на экономике, — снижение цен на российскую нефть. Они будут ниже, чем в базовом сценарии, из-за усиления санкционных ограничений.
Регулятор полагает, что вероятность этого сценария выше, чем дезинфляционного.
Последним сценарием, прописанным ЦБ, оказывается рисковый. В его случае инфляция в 2025 году будет находиться на аналогичном уровне, что и в остальных прогнозах, но составит 10–12% в 2026 году. В 2027-м она окажется на уровне 8–10%. Полноценно к целевому показателю не удастся приблизиться даже в 2028 году, поскольку инфляция будет равняться 4–4,5%.
На высоких значениях будет находиться и ключевая ставка. При условии сохранения на прогнозируемых ранее уровнях в текущем году в 2026-м она составит 16–18%. В 2027 году ДКП ужесточится, и ставка окажется на уровне 18–20%. Лишь в 2028 году она опустится до 10–11%.
Данный сценарий предполагает значительное ухудшение внешних условий в 2026 году, что негативно скажется на российской экономике и ускорит инфляцию. В связи с этим потребуется проведение более жесткой ДКП.
Потенциал и темпы роста российской экономики снизятся на фоне мирового финансового кризиса и усиления санкционного давления. Это спровоцирует снижение ВВП на протяжении двух лет.
Потребуется трансформация бюджетного правила с постепенным переходом к новым уровням базовой цены нефти. Ожидается, что стоимость черного золота составит $45 за баррель в 2026 году и $40 за баррель с 2027 года.
В числе внешних условий, которые скажутся на состоянии экономики РФ, регулятором выделяется резкая эскалация тарифных ограничений, что приведет к жесткой посадке крупнейших экономик, негативным явлениям на рынке капитала, падению мирового спроса на фоне рецессии в экономиках США и еврозоны, а также замедлению экономического роста в Китае.
Впрочем, вероятность реализации данного сценария, по мнению Центробанка, низкая.
Редакция «Известий» направила запрос в Банк России.
По четкому сценарию
Банк России в проекте «Основных направлений ДКП на 2026–2028 годы» подтвердил приверженность жесткой и последовательной политике, сохранив июльский макропрогноз, обращает внимание президент Ассоциации финансовых и инвестиционных советников Юлия Кузнецова. Главной целью регулятора остается снижение инфляции до уровня в 4% и удержание долгосрочной ценовой стабильности. Всё это задает рамки как для ключевой ставки, так и для денежно-кредитных условий.
В указанный плановый период Центробанк продолжит проводить политику таргетирования инфляции, основным инструментом ДКП останется ключевая ставка, отмечает экономист Лазарь Бадалов.
— Такой подход вызывает определенные споры, но, несмотря на всю критику, в ЦБ продолжают придерживаться мнения об эффективности выбранной модели, при этом не отказываясь от внесения определенных корректировок в политику. Например, в дополнение к ставке ЦБ начали применять макропруденциальные лимиты, — уточняет эксперт.
Основной стратегией Центробанка остается ориентация на внутренний спрос, который был определяющим фактором в предыдущих решениях, уверен руководитель инвестиционной практики консалтинговой группы vvCube Михаил Ткаченко.
— С одной стороны, ЦБ будет придерживаться данной стратегии, а с другой — стремиться снизить инфляционные риски, — считает эксперт.
Базовый, дезинфляционный и проинфляционный сценарии, предложенные Банком России, мало чем отличаются друг от друга, указывает Лазарь Бадалов. По итогам планового периода ставка, курс рубля, стоимость нефти и другие показатели окажутся в диапазоне этих сценариев, считает он.
Юлия Кузнецова уверена, что наиболее вероятным сценарием развития ситуации с российской экономикой станет базовый, поскольку он отражает текущее видение ЦБ и совпадает с динамикой последних месяцев, предполагающей замедление инфляции и постепенное охлаждение спроса.
— А вот рисковый сценарий предполагает ситуацию кризиса, причем острого и общемирового. Поэтому шансы его реализации малы, — полагает Бадалов.
Между тем Михаил Ткаченко видит в базовом сценарии элемент рискового с учетом опасений, связанных с внешнеэкономической политикой и неопределенностью вокруг мирных переговоров.
Теория вероятности
Вероятность возвращения к целевому показателю по инфляции достаточно высока, считает Юлия Кузнецова. Политика ЦБ уже дала свои результаты — цены снижаются.
— Но устойчивость этого результата зависит от внешних факторов — геополитики, санкций, сырьевых рынков, — предупреждает собеседница «Известий».
Нахождение ключевой ставки на уровне 10% возможно при двух условиях, отмечает она. Инфляция должна закрепиться вблизи цели, а давление со стороны бюджета и потребительского спроса — снизиться.
Возвращение ключевой ставки к уровню ниже 10% возможно только при условии выполнения прогноза по ВВП, а также сценария по стоимости барреля нефти, цен на энергоресурсы и курса доллара, уточняет Михаил Ткаченко. Реалистично, по мнению Кузнецовой, это возможно не ранее конца 2026 года.
В плановый период до 2028 года цели по инфляции в 4% можно достичь либо продолжением жесткой денежно-кредитной политики, либо резким ужесточением чрезвычайно мягкой бюджетной политики, не исключает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Ковригин. Однако в условиях геополитических проблем урезать бюджетные расходы вряд ли получится, полагает он. Поэтому сценарий с выходом на уровень ключевой ставки ниже 10% в 2027 году видится ему излишне оптимистичным.
— К 2027–2028 годам ключевую ставку, возможно, получится уменьшить до 10%, но не ниже. Инфляция в условиях высоких бюджетных расходов, налаженного параллельного импорта и ограничения возможностей для экспорта будет выше 4% в ближайшие три года. Для достижения таргета в 4% ключевую ставку придется оставлять выше 10%, — прогнозирует эксперт.
Схожей точки зрения придерживается и Лазарь Бадалов. Он напоминает: в ЦБ считают, что ключевая ставка через 2–3 года придет к нейтральным 8%, а инфляция приблизится к цели. Но учитывая, что за годы политики таргетирования регулятору нечасто удавалось достичь целевых показателей, этот период вряд ли будет исключением.
Впрочем, есть и вероятность, что ниже 10% ставка опустится уже в следующем году, допускает экономист.
— Дело в том, что сейчас в экономике много отраслей, страдающих от высоких процентных ставок, и ЦБ нужно на это реагировать. Без существенного снижения ключевой ставки, а это 10–12%, экономике будет очень сложно. Поэтому остается надеяться, что ЦБ вовремя скорректирует свою политику с учетом поступающих тревожных данных, — подчеркивает собеседник «Известий».

ДКП регулятор ужесточал с середины 2024 года, повысив в октябре ключевую ставку до 21% годовых и сохраняя ее на этом уровне до июня 2025 года.
Подобное решение привело к тому, что разрыв между спросом и потенциальными возможностями производства начал постепенно закрываться
А по-моему наоборот. Спрос удовлетворяется предложением. А предложение производства увеличивается от спроса и от возможности производить. Увеличение производства при высокой ставке невозможно.