Рекордный скачок. Рубль стал главной валютой в расчетах США с Россией

отметили
17
человек

Товарооборот между Вашингтоном и Москвой, минуя ограничения, набирает обороты. Важный нюанс во всем этом — валюта, которую совсем недавно Запад игнорировал. Именно на ней парадоксальным образом сошлись интересы России и США. Что этому способствовало — в материале ПРАЙМ.

Американцы через посредников закупают удобрения, нефтехимию, уран и драгметаллы. Взамен импортируют медицинское оборудование, лекарства и приборы для химического анализа. Пока рано говорить о какой-то серьезной тенденции, тем не менее товарооборот заметно растет, отметили в Торгово-промышленной палате России. Так, в первом полугодии показатель увеличился до 2,8 миллиарда долларов, из них 2,5 — это российский экспорт, уточнилглава ТПП Сергей Катырин.

Что характерно, всего три года назад о расчетах в рублях между США и Россией говорили как о фантастике. Сегодня это финансовая реальность. Вашингтон, вводя санкции, сам создал условия для возрождения рубля как мирового финансового инструмента. На фоне громких политических заявлений произошла почти незаметная, но фундаментальная перестройка.
 
Доля российской валюты в операциях и с Северной, и с Южной Америкой всего за год взлетела с 29 до рекордных 68 процентов. Об этом свидетельствуют данные Банка России. Один из самых резких скачков в истории международных расчетов, кстати. Для сравнения: евро понадобилось почти десять лет, чтобы достичь аналогичного уровня в глобальной торговле. Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер полагает, что переход на рубли —это уже часть мирового тренда.
«Во многом это обусловлено объективными ограничениями в финансовой сфере. Санкционное давление на расчеты в „твердых“ валютах, а также общий мировой тренд на расширение использования нацвалют создают условия для поиска альтернативных форм взаимодействия. В таких обстоятельствах рубль становится удобным и во многом вынужденным инструментом для поддержания торговых и партнерских связей», — рассуждает экономист.
 
От альтернативы к мейнстриму
 
Рубль наступает и по другим фронтам: в международных расчетах с Африкой и Океанией — плюс 70 процентов, со странами Карибского бассейна —81 процент. Для этих регионов российская валюта —это не только выгода, но и политический сигнал о намерении минимизировать риски расчетов в долларах или евро. География использования рубля расширяется с каждым годом, отмечает доцент института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин.
«Рекорды, безусловно, показывают страны ШОС — это и понятно, им проще торговать в российской или в национальной валюте. Рост доли рубля наблюдается и в торговле с Европой, превысив 60 процентов. В расчетах со странами ЕС это обусловлено сложностями переводов и в долларах, и в евро», — уточняет эксперт.
В целом уже более половины российского экспорта оплачивается рублями. Это обеспечивается несколькими позитивными обстоятельствами, уточняет Леер.
«Прежде всего интересом к нашему рынку и к России —одной из крупнейших экономик мира. В доказательство этому — рост присутствия иностранных компаний в инфраструктурных и бизнес-проектах. Свою роль в этом играет также стремление стран в целом снизить зависимость от доллара и евро. Все это делает национальные валюты более востребованными. Банки их начали воспринимать как нормальный инструмент международных расчетов», —поясняет экономист.
Конкретные цифры объемов российской валюты в расчетах пока остаются неоднородной информацией, продолжает Леер. Однако сам факт перехода все большего числа стран и компаний на рубль указывает на позитивную динамику и постепенное укрепление его позиций
 
Билет в мир
 
Российская валюта становится глобальным платежным инструментом. Динамика этого тренда зависит от политики Запада. Если давление на банковский сектор России сохранится, то расчеты в рублях приобретут системный характер и будут только нарастать, считает Леер. С тем, что в этом случае тенденция окажется устойчивой, согласен и Ковригин. Если же внешние условия смягчатся, то возможен частичный возврат к мировым валютам.
Как оказалось, санкции стали своего рода «горнилом», в котором рубль, когда-то воспринимавшийся слабым звеном, закалился и превратился в инструмент глобальной торговли. Он стал средством для расчетов с мощными экономиками. Запад получил ровно обратный эффект: не изоляцию России, а ускоренное рождение альтернативной системы, где его собственные деньги оказались не нужны.
Добавил precedent precedent 9 часов 7 минут назад
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать