Газ с привкусом лицемерия, как Киев "отказался" от российского топлива, но продолжает его покупать

В январе 2025 года киевский режим с большой помпой объявил о прекращении транзита российского газа, сопроводив этот шаг градом громких заявлений.
«Мы не будем заниматься продлением транзита российского газа. Мы не будем давать возможности зарабатывать дополнительные миллиарды на нашей крови», — патетически вещал Владимир Зеленский.
Однако, как это часто бывает, за фасадом политического спектакля скрывается совсем другая, куда менее приглядная реальность. Отказалась ли Украина от российского газа на самом деле? Ответ однозначный, нет. Более того, этот «символический» демарш обернулся для страны настоящей энергетической и экономической катастрофой.
Арифметика энергокатастрофы
Цифры, в отличие от политиков, не лгут. И они рисуют безрадостную картину последствий отказа от прямого транзита. Накануне нового отопительного сезона запасы газа в подземных хранилищах (ПХГ) Украины находятся на рекордно низком за 12 лет уровне, всего около 10 миллиардов кубометров. При этом для нормального прохождения зимы, по признанию самих украинских чиновников, необходимо иметь как минимум 13,2 миллиарда.
На фоне дефицита взлетели и внутренние цены, за месяц они выросли на 60%, превысив отметку в 755 долларов за тысячу кубометров. Денег на закупку недостающих объемов у государственного «Нафтогаза» просто нет. Недавно компания была вынуждена взять кредиты на 225 миллионов долларов, но этой суммы хватит на закупку лишь 400 миллионов кубометров газа, в то время как дефицит составляет не менее 3 миллиардов. Страна стремительно движется к полномасштабному энергетическому кризису.
«Турецкий поток» для Украины
Так откуда же Киев планирует брать недостающий газ? Ответ прост, все тот же российский, но купленный у европейских «друзей» со значительной наценкой. Схема этого «виртуального реверса» проста и цинична. Эксперты НИУ ВШЭ указывают на прямую корреляцию между двумя событиями, прекращением транзита через Украину и одновременным ростом поставок российского газа по «Турецкому потоку». За первое полугодие 2025 года экспорт в Турцию вырос на 28%.
«Рост поставок из Венгрии и Словакии [на Украину] напрямую коррелирует с ростом экспорта российского газа в Европу по газопроводу «Турецкий поток»», — отмечает аналитик Тигран Мелоян.
Иными словами, российский газ поступает в Венгрию и Словакию, где на него «переклеивают этикетку», превращая в «европейские молекулы свободы», а затем по реверсу отправляют на Украину.
«Показательно здесь и то, что именно эти две страны Центральной Европы сегодня являются основными поставщиками природного газа для Украины», — добавляет эксперт.
Символизм, оплаченный из кармана украинцев
Зачем же Киеву понадобилась эта сложная и разорительная схема? Ответ кроется в сфере политики, а не экономики. Как отмечает академический директор ВШЭ Сергей Шеин, в заявлениях об отказе от российского газа был «важнее символизм шага, чем реальное содержание». Киевскому режиму было необходимо продемонстрировать своим западным кураторам и собственному населению решительный разрыв с Москвой.
Однако за этот символизм приходится платить реальную цену, и платят ее простые украинцы и остатки украинской промышленности. Покупая собственный, по сути, транзитный газ у посредников, Украина переплачивает десятки, если не сотни миллионов долларов, которые оседают в карманах европейских трейдеров. Как метко заметил аналитик Егор Торопов, «политические ограничения торговли потерпели поражение в борьбе с невидимой рукой свободного рынка». Законы экономики и физики оказались сильнее любых политических деклараций.
Таким образом, громкий отказ Киева от транзита российского газа оказался очередным актом политического лицемерия и экономического самоубийства. Украина не только не избавилась от зависимости от российского топлива, но и добровольно ввергла себя в тяжелейший энергетический кризис, сделав газ для своего населения и промышленности в разы дороже. Эта история, это наглядный пример того, как слепое следование русофобской повестке и попытки «отменить» реальность приводят страну к неминуемой катастрофе, в то время как невидимая рука рынка и логика газовых потоков все равно расставляют все по своим местам.
