В товарищах согласья нет: Франция ссорится с союзниками по G7. В «большой семерке» назрели серьезные разногласия

В последние несколько дней Франция оказалась в центре двух дипломатических скандалов. Ее оппонентами стали союзники по G7 — Италия и США. Ранее «большая семерка» казалась символом единства коллективного Запада. Но ситуация изменилась, и если раньше страны-партнеры пытались не замечать существующие разногласия или пытались решать их непублично, то теперь противоречия всё чаще выплескиваются наружу. О разладе между странами G7 — в материале «Известий».
Удар по семье Трампа
Посла США во Франции Чарльза Кушнера вызвали во французский МИД. Ранее он написал письмо президенту Франции Эммануэлю Макрону, раскритиковав его за «постоянные нападения на евреев и недостаточные меры французских властей в борьбе с антисемитизмом».
По словам американского дипломата, во Франции «не проходит и дня без нападений на евреев на улицах, осквернения синагог и школ», а «заявления, которые очерняют Израиль и жесты в знак признания палестинского государства, поощряют экстремистов, разжигают насилие и ставят под угрозу еврейство во Франции».
«Сегодня медлить уже невозможно: антисионизм есть антисемитизм, и точка», — уверен он. Дипломат утверждает, что «почти половина молодых французов говорят, что никогда не слышали о холокосте», а «сохранение такого невежества заставляет задуматься об учебной программе французских школ».
Кушнер входит в близкое окружение американского лидера Дональда Трампа, являясь членом его семьи: сын Чарльза Джаред Кушнер женат на дочери президента Иванке. В США считают, что Трамп дважды сделал родственнику подарок: сначала освободил из тюрьмы в Алабаме, где он отбывал срок за уклонение от уплаты налогов, попытку подкупа свидетеля и политические пожертвования, и помиловал его, а затем назначил его главой американской дипмиссии во Франции.
В Париже уверены, что высказывания американского дипломата нарушают Венскую конвенцию 1961 года, где, в частности, речь идет об «обязанности не вмешиваться во внутренние дела государств».
Помимо этого, как считают французские власти, посол не имеет права упрекать президента за его якобы недостаточную заботу о согражданах, а подобные замечания «также не соответствуют качеству трансатлантических связей между Францией и Соединенными Штатами и доверию, которое должно возникнуть между союзниками».
Не всё так безоблачно
До этого схожий скандал разгорелся между Францией и Италией. Посла Италии вызвали во французский МИД, где заявили ему протест в связи с заявлениями вице-премьера правительства Маттео Сальвини.
Политик прокомментировал позицию Макрона по Украине, предложив президенту Франции «надеть каску, взять винтовку и отправиться воевать». До этого Сальвини и вовсе назвал французского лидера «сумасшедшим».
Впрочем, между Макроном и премьер-министром Италии Джорджей Мелони также периодически возникают разногласия по разным вопросам.
Однако если первая ссора — с Италией — не стала сенсацией, то скандал, в центре которого оказались США под руководством Дональда Трампа, привлек повышенное внимание СМИ. Ведь обычно страны — союзницы Соединенных Штатов пытаются всячески избегать конфликтов с нынешним хозяином Белого дома, опасаясь его импульсивности и обидчивости.
Из всех американских президентов Дональд Трамп занимает самую произраильскую позицию. Для него тема антисемитизма особенно чувствительна, поэтому нельзя исключать, что вызов на ковер его родственника может негативно сказаться на отношениях Трампа и Макрона, которые и без того отнюдь не безоблачные.
Отношения внутри G7 в последнее время обострились. Ежегодный саммит, который в этот раз прошел 15–17 июня в канадском Кананаскисе еще больше обнажил противоречия. Последние три года, пока президентом США был Джо Байден, члены «семерки» единогласно выступали в поддержку Киева и посвящали украинской теме значительную часть итоговых документов.
Однако в этот раз саммит закончился не только без совместного коммюнике, но и без президента США, покинувшего встречу досрочно. Как писало Politico, Белый дом выступил против того, чтобы включить в итоговую декларацию заявление о «дальнейшей поддержке» Украины и отказался называть введение российских войск «незаконным».
Серьезным вызовом единству «семерки» стала и тарифная политика Соединенных Штатов.
Что думают эксперты
Профессор СПбГУ Наталья Еремина в разговоре с «Известиями» отметила, что в настоящее время происходит конкуренция между лидерами стран Европейского союза.
— Поскольку сейчас идет возможное формирование военных союзов на базе Евросоюза, идут споры о том, кто важнее, кто главнее, кто дальше больше видит, кто предлагает стратегическое развитие Европейского союза, поскольку тот уже давно практически перешел в инерционную фазу существования: очень много факторов влияют на его постепенное ослабление. Мы наблюдаем, что ЕС, по сути, распадается на разные региональные блоки, — пояснила эксперт.
По словам специалиста, страны будут конкурировать за то, кто будет выводить ЕС из кризиса или трансформировать его в какой-то другой формат.
— Они борются за то, кто возглавит, например, диалог с США, как это влияет на НАТО, кто важнее, чье слово весомее с учетом того, что Макрон уже всем порядком надоел своими наполеоновскими амбициями. Он действительно высказывается довольно резко в отношении всех, включая своих ближайших союзников, в том числе и по ЕС и G7, — указывает специалист. — Очень многих это стало напрягать. При этом Макрон не терпит никакой критики в свой адрес. Очень забавно наблюдать со стороны, когда личные претензии, личные обиды переносятся на обиды в адрес целой страны.
Директор Программы мировой экономики и финансов Chattam House Креон Батлер считает, что пришло время переосмыслить G7.
«С момента своего основания 50 лет назад G7 претерпела изменения, и теперь у нее, по сути, четыре цели: координировать усилия своих членов по решению глобальных проблем; защищать общие интересы Запада; разрешать внутренние споры; поддерживать круглогодичную сеть обмена информацией и консультаций между официальными лицами. Западным лидерам необходимо осознать, что Соединенные Штаты при президенте Трампе больше не желают сотрудничать с ними по многим из наиболее острых мировых проблем», — считает британский аналитик.
