Кто потревожил медведя в его берлоге? Размышления о причинах войны Запада с Россией

В.В. Путин, президент Российской федерации
Эти слова российского президента не просто эпиграф к материалу. Почему? Я думаю, те из читателей, кто внимательно прочитает этот материал, поймут. Лично я думаю, что эти слова и были рассчитаны на тех, кто стремится понять саму суть действий России на территории Украины. Понять, почему мы начали СВО, что и как там происходит, какие цели ставит Россия.
Наверное, каждый из тех, кто неравнодушен к судьбе России и Украины, не раз пытался ответить на простой, но часто задаваемый вопрос — зачем? Я понимаю, простое объяснение, вроде НАТОвских ракет, которые за минуты долетят до Москвы и других крупных городов, вполне устроит большинство людей и у нас, и за рубежом. Красиво, если забыть географическую карту.Европейская часть России здорово отличается от азиатской, особенно в вопросе подсчета расстояний. То, что в Сибири, например, рядом, в европейской части далеко за пределами области проживания. 200-300 километров для сибиряка рядом, а для европейца далеко. Так что ракеты в Польше, Финляндии, Швеции, Румынии или на востоке ФРГ не сильно безопаснее ракет на Украине.
Мы как-то привыкли к тому, что в большинстве западных СМИ Россия традиционно называется агрессором. Увы, мы уже даже не протестуем. Мели Емеля — твоя неделя. Но ведь и среди наших граждан есть люди, которые считают точно так же. Те, кто как раз и задает вопрос «Зачем?». Они не говорят, они об этом думают… Мы «не замечаем», но мерзкое чувство где-то внутри все равно остается.
Это, наверное, главная ошибка российского руководства. Люди должны четко понимать, что и почему делает государство. Почему именно руководства? Да просто потому, что даже те, кого на Западе и у нас считают «главными кремлевскими пропагандистами», это всего лишь частные лица. Официально. Они не выражают точку зрения правительства и президента…
Наверное, все, включая и автора этих слов, журналисты говорили или писали фразу «мы проигрываем информационную войну» в различных вариантах. Мы её, эту войну, действительно проигрываем. И проигрываем именно потому, что не «заложили фундамент» под свои объяснения.
Наш грамотный читатель прекрасно образован и схему «напал — значит, агрессор» прекрасно понимает. Объяснения о заключенных договорах, о помощи погибающим русским, о варварском уничтожении жителей Донбасса — это понятно, но ведь «напали» же. Тут сразу вспоминается другая расхожая фраза из бесед со сторонниками незалежности — «внутреннее дело Украины»…
И ещё одно важное замечание. В современном мире, где информация играет огромную роль в формировании общественного сознания, общественного мнения, невозможно нормальное сосуществование государств и народов без внятного объяснения того, что и зачем ты делаешь. Зачем ты идешь на войну, зачем страдает народ.
Мне надоело быть все время виноватым, быть агрессором, быть пугалом для европейцев. Именно это и послужило стимулом для написания этого материала. Понять самому и попробовать объяснить другим. Как получится, если честно, не знаю. Но время пришло, пришло ещё «вчера, позавчера, позапозавчера»…
Виноваты не русские, виновата Россия
Начну с тезиса, который усиленно раскручивается на Западе. «Русские — варвары», «русские агрессивны по своей природе», «русские всегда стремились и стремятся завоевать другие народы и чужие территории»… Наверное, многие сталкивались с тем, как агрессивно реагируют некоторые иностранцы на то, что вы русский, что вы из России.
Это как раз и есть плоды такой пропаганды. Для «цивилизованного европейца или американца» вы дикий зверь, которого надо опасаться априори. Срабатывает принцип «лучшая защита — нападение». Эти самые «цивилизованные» просто спасают свою жизнь, свою семью, свой образ мышления. А ваши разбитые кулаки — это не спасение вашей семьи или жизни, это, скорее, спасение имиджа России как великой державы.
Я не хочу «уходить в глубины истории», чтобы объяснять, почему вы защищали не столько себя, сколько свою страну. Начну с Ялтинской и Потсдамской конференций, на которых заложены принципы мироустройства после Второй мировой войны. Сегодня многие об этом не вспоминают, система рухнула, тогда зачем? Система действительно трещит по швам, но принципы остались!
Сталин, как бы мы его ни хаяли, был действительно выдающимся государственным деятелем, который прекрасно понимал, что окончание войны — это всего лишь передышка перед следующей, в которой нынешние союзники станут врагами. Это же, надо признать, понимали и союзники. Потому и переговоры были достаточно жесткими.
Помните, чем закончились конференции? Была создана система, которая обеспечивала безопасность стран-победителей. СССР получил «пояс безопасности» вдоль своих границ, который гарантировал даже при внезапном нападении возможность быстрой реакции советской армии на конфликт. Американцы получили плацдарм для нападения в Западной Европе, а мы — «буфер» для отражения атаки в Восточной Европе.
Система работала до начала 70-х годов прошлого века. В Европе был мир. Обе стороны понимали, что серьезный конфликт чреват для всей Европы полным уничтожением. Противостояние ушло в другие регионы. В Азию, Латинскую Америку, в Африку. Мы конкурировали, вплоть до войны, но вне своих границ. Внешне это выглядело вполне цивилизованно. Аборигены выбирали, какой строй выбрать для своего нового государства.
Единственный сбой — это Карибский кризис. Американцы перегнули палку с Турцией. Нарушили границы пояса безопасности. Попытались выйти непосредственно к границам СССР. Ответ был зеркальным. Вы из Турции, мы из Кубы. Всё просто. Система сработала адекватно. Кто первым испугался — не важно. Важно, что все поняли, что миру, разделенному на сферы влияния, может прийти конец.
Так и жили дальше. Они спонсируют и вооружают «свободолюбивых» азиатов и африканцев, мы спонсируем и вооружаем не менее «свободолюбивых» латиноамериканцев и тех же африканцев. В конечном итоге стало понятно, что при таком подходе вполне вероятно, что кто-нибудь из «свободолюбивых» может где-то переборщить и втянуть в войну «свою» державу.
Далее 1975 год. Хельсинки. Точнее соглашения, которые подписаны там. Если отбросить красивые слова, в Хельсинки мы заключили соглашение о том, что прекратим «гадить» друг другу по-маленькому. Мы забываем латиноамериканских «партизан», американцы «борцов за свободу» на наших границах.
Увы, не получилось. Конец 70-х. Афганистан. Американцы вновь нарушили соглашение. Просоветский режим стал трещать по швам. В 1979 СССР вынужден ввести войска. Полтора десятилетия непонятной для многих войны. Непонятной для советских людей, непонятной для афганцев, непонятной для американцев. Непонятной просто потому, что никто не знал конечных целей. Не знал, что такое победа в этой войне.
А дальше трагедия. Предательство Горбачева и Ельцина. Распад СССР и… свобода для американцев не только в бывшем поясе безопасности, но и в бывших советских республиках. Помните, как быстро бывший соцлагерь стал антироссийским? Те, кто вчера строил социализм, вдруг поняли, что капитализм лучше, а сегодня с тоской вспоминают, как хорошо было тогда. Пояс безопасности вдруг стал поясом опасности!
Помните, как быстро были «забыты» все соглашения Запада (США) с СССР (Россией)? Практически мгновенно. Теперь главный тезис Запада выглядит просто. Страны независимы и могут делать всё, что им вздумается. Хотят вступить в НАТО? Пожалуйста! Хотят стать членами Евросоюза? Пожалуйста!
Мы, США (глобальный Запад), только за… демократию. Только вот Венгрия, Сербия что-то брыкаются. Значит, надо демократически задавить. Демократия она такая, с кулаками. Те, кто недоволен, будут демократически задушены!
А теперь вопрос к читателям. Так кто первым нарушил соглашения, которые являлись краеугольным камнем для сохранения мира на планете? Кто первым начал войну? Пусть и замаскированную красивыми непонятными словами, но войну? Мы или они? И кто агрессор, который стремится уничтожить наше государство, превратить нас в ещё один винтик системы господства одного государства, или мы, те, кто хочет просто жить в своей «тайге»?
Мир медленно, но упорно приближается к мировой катастрофе. Это понимают все. Если сейчас не остановиться, то краха Земли как обитаемой планеты не избежать. Возможно, в этом и заключается причина такой неожиданной для многих стран встречи президентов США и России. Оба многое знают, оба многое понимают, оба осознают, что именно в их руках судьба планеты.
Нужна трезвость мысли и желание мира
Российский президент, как я думаю, довел свою точку зрения до президента США. Войну начали вы, глобальный Запад. Остановить её просто так не получится. Мы её будем продолжать. Да, именно так. Мы будем продолжать воевать до победы. Нет, не до разгрома Украины или взятия Киева. А именно до победы в нашем понимании этого слова. Победы над теми, кто хочет «владеть миром».
А что такое победа для нас? Наверное, это восстановление того порядка, когда каждая из стран живет так, как ей и именно ей хочется. Когда великие державы не используют малые страны для решения своих проблем.
Когда соглашения, подписанные лидерами стран, являются не просто бумажками на какое-то время, а теми самыми краеугольными камнями строения мировой системы международных отношений.
