Российские ракетные залпы растягивают оборону США — от Киева до Тайбэя AT: Украина испытывает серьезные трудности с перехватом российских ракет

Российские ракеты с улучшенным маневрированием подавляют украинскую ПВО, снижая эффективность систем Patriot, сообщает Asia Times. Новости об этом стали тревожным сигналом для союзников США в Азии, которые могут столкнуться с мощными ракетными арсеналами КНДР и Китая.
Трудности с противоракетной обороной перестали быть проблемой сугубо ВСУ, а стали всемирным испытанием на прочность для стратегии США и их возможностей.
Российские ракеты подавляют оборону Украины, и последствия этого ощущаются далеко за пределами Европы. От Южной Кореи до Тайваня — везде США и их союзников ждет одно и то же испытание: как перехватывать все более эффективные и скоростные залпы, не опустошив при этом арсеналов?
Эта картина уже вырисовывается на Украине, которая, согласно свежему квартальному докладу Специального генерального инспектора США, испытывает трудности с перехватом российских баллистических ракет, поскольку Москва доработала свою тактику так, что создает дополнительную нагрузку на западные системы ПВО.
В докладе Специального генерального инспектора отмечается, что Россия оснастила свои ракеты возможностями изменения траектории и маневрирования на среднем участке полета, что позволяет им избегать привычных и предсказуемых траекторий, на перехват которых настроены системы вроде американских ПВО Patriot.
Эти доработки совпали с резким ухудшением результатов украинских ПВО. В ходе атаки 28 июня украинские силы сбили лишь одну из семи баллистических ракет противника, тогда как во время массированного удара 9 июля — крупнейшего с начала боевых действий — Украине удалось сбить или подавить лишь семь из 13 баллистических ракет, согласно тому же докладу Генерального инспектора.
Ситуация на поле боя усугубляется тактикой перенасыщения: сотни беспилотников и ракет запускаются частично перекрывающимися волнами, вынуждая Украину рассредоточить свои перехватчики, чья численность и без того ограниченна. Украинская оборона, хотя и усиленная западными поставками, остается недоукомплектованной, а перерывы в американской военной помощи еще больше подорвали боеготовность.Неспособность уверенно перехватывать маневрирующие баллистические ракеты чревата далеко идущими последствиями. Уроки Украины находят живой отклик в Индо-Тихоокеанском регионе, где аналогичные технологии в свои арсеналы внедряют КНДР и Китай. Это позволяет предположить, что трудности Киева предвосхищают то, с чем могут столкнуться союзники США, такие как Южная Корея, Япония или Тайвань, под шквалом ракет противника.
Косвенную выгоду из российской кампании может извлечь КНДР.
Контуры этой угрозы уже просматривались ранее. Стефан Делори и другие еще в докладе за 2022 год для Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (ГКП) отметили, что ракеты KN-23, KN-24 и KN-25 обеспечивают КНДР мощный ударный арсенал малой дальности, разработанный для преодоления обороны противника.
Делори и другие отмечают, что KN-23 и KN-24 используют квазибаллистические траектории полета и противозенитные маневры с рывками. Это позволяет им менять конечную фазу траектории нерегулярным образом, затрудняя перехват, тогда как KN-25 может летать по низким траекториям, снижая уязвимость для средств ПВО.
В то же время они отмечают, что КНДР расширила свою производственную инфраструктуру, включая мощности по производству твердого топлива и транспортно-установочных пусковых установок (ТУПУ), благодаря чему может выпускать и размещать эти системы в больших масштабах.
Сочетание маневренности и массового производства создает реальную угрозу перенасыщения, которая в случае кризиса может быстро исчерпать ограниченные запасы перехватчиков, имеющиеся у Сеула и Токио.
С аналогичной проблемой сталкивается и Тайвань — тем более, что Китай, чья экономика во много раз больше, чем у России и КНДР может развернуть более современные типы ракет и в больших количествах, чем любая из этих стран.
Отмечая значительные пробелы в системе ПРО Тайваня, Тяньжань Сюй в апрельском докладе Open Nuclear Network за 2025 год отмечает, что, даже имея 21 модернизированную батарею Patriot и Tien Kung или Sky Bow («Тянькун» или «Небесный лук»), Тайбэй сталкивается с серьезным дефицитом перехватчиков: к 2026 году ожидается лишь около 380 ракет PAC-3 в ограниченной комплектации CRI и более скромные поставки более передовой модификации MSE.
В противовес этому дефициту, по подсчетам Сюя, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) располагает более чем 900 баллистическими ракетами малой дальности и баллистическими ракетами воздушного базирования, а также сотнями управляемых ракет и сможет подавить способность Тайбэя поддерживать эшелонированную оборону.
Он также отмечает, что двойное использование боеприпасов к зенитным системам как против самолетов, так и против ракет истощает запасы, и этот процесс усугубляется зависимостью от «дорогих» перехватчиков для борьбы с «дешевыми» угрозами.
Американские подразделения ПРО, перегруженные и недооснащенные, могут оказаться в затруднительном положении, защищая базы США в Южной Корее и Японии, а текущие темпы производства могут оказаться недостаточными, чтобы подготовить Тайвань к отражению согласованной атаки с целью истощить его оборонительные возможности в условиях блокады.
В июле 2025 года издание War Zone (TWZ) сообщило, что парк ПВО Patriot армии США критически перегружен: всего 14 боеготовых батальонов истощены затяжными развертываниями, включая 500-дневную ротацию в зоне ответственности Центральном командования.
TWZ отмечает, что из-за нехватки сил в Индо-Тихоокеанском регионе задействовано всего три батальона, что вызывает стратегические опасения в случае конфликта с Китаем или КНДР.
Также отмечается, что недавняя переброска подразделения Patriot из Тихоокеанского региона в Катар подчеркивает уязвимость сил США в Южной Корее и Японии, где эшелонированная противоракетная оборона имеет жизненно важное значение.
Промышленные мощности не поспевают за спросом. Издание Business Insider сообщило в этом месяце, что, несмотря на стремительный рост производства в США (ожидается, что выпуск Lockheed Martin превысит 600 перехватчиков PAC-3 MSE в этом году, а Raytheon увеличит выпуск PAC-2 и ракет с улучшенным наведением GEM-T), мировой спрос остается неизменным из-за подпитки в виде усугубившихся угроз со стороны России, Ирана и Китая.
Business Insider отмечает, что, несмотря на инвестиции в промышленность и расширение каналов поставок, сроки производства отстают от оперативных потребностей. В репортаже предупреждается, что даже если прогнозируемый объем производства к 2027 году увеличится до 1 130 перехватчиков, даже этого может оказаться недостаточно в условиях конфликта высокой интенсивности.
В ближайшей перспективе Вашингтон может попытаться укрепить самодостаточность союзников, ослабив экспортный контроль, расширив лицензионное производство и разрешив выборочную передачу технологий, вместо того чтобы полагаться исключительно на экспорт американских систем Patriot.
Наиболее реалистичный кандидат на масштабирование производства — Японский ЗРК Type 03 Chu-SAM, поскольку финансирование со стороны США и расширенный доступ к ключевым узлам и подсистемам лишь ускорят реализацию уже зрелой национальной программы.
Южнокорейская система KM-SAM также могла бы выиграть от целенаправленного сотрудничества, хотя надо признать, что стремление Сеула к автономии и промышленной конкуренции с американскими компаниями может ограничить глубину сотрудничества.
Тайваньская система «Тянькун», напротив, гораздо больше ограничена политическими перипетиями с Китаем, что делает более вероятной скорее скрытую поддержку со стороны США, чем открытое финансирование или передача технологий.
Вашингтон и его союзники также рассматривают альтернативы, чтобы упростить арифметику противовоздушной обороны. США и партнеры ускоряют разработку оружия направленной энергии, включая лазеры и мощные микроволны. Кроме того, решить проблему нехватки перехватчиков могли бы рельсотроны или рельсовые пушки — но их принятие на вооружение будет зависеть оттого, насколько быстро будут решены проблемы веса, мощности, охлаждения, долговечности и стоимости.
И даже если все эти препятствия удастся преодолеть, эти системы не станут панацеей. Они лишь вольются в смешанные оборонительные сети, которые по-прежнему будут использовать кинетические перехватчики против целого ряда целей, и дальнейший переход будет осуществляться с учетом растущих оперативных потребностей.
Пересекающиеся ракетные угрозы в Европе, на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе показывают, что театры военных действий не существует изолированно друг от друга. Испытания ракетных новшеств на Украине перекликаются с северокорейскими запусками и предвещают гораздо более крупный и сложный арсенал Китая, тогда как американским войскам приходится «жонглировать» имеющимися перехватчиками на трех фронтах. Таким образом, противоракетная оборона — это уже не региональная проблема, а глобальное испытание на прочность для стратегии США.
Если Вашингтон не предпримет решительных мер по расширению производства, наращиванию союзного потенциала и продвижению передовых технологических решений, противники продолжат использовать стыки между этими конфликтами, доводя оборону США до предела.
Добавил
Игорь Иванов 39114 10 часов 24 минуты назад

2 комментария
Комментарии участников:
А сколько вообще у них «Пэтриот»ов поставлено? Сколько уже подавили, а они не кончаются. И сколько осталось?
Эти доработки совпали с резким ухудшением результатов украинских ПВО. В ходе атаки 28 июня украинские силы сбили лишь одну из семи баллистических ракет противника, тогда как во время массированного удара 9 июля — крупнейшего с начала боевых действий — Украине удалось сбить или подавить лишь семь из 13 баллистических ракет, согласно тому же докладу Генерального инспектора.
Не понял:
— 28/06: сбили 1 из 7 = ~15%
— 09/07: сбили 7 из 13 = ~54%
Таки хуже стали сбивать или лучше?
И вообще, откуда эти цифири взялись? Если от украинцев, то их послушать, мимо них и комар не проскочит — поймают, оторвут хоботок и запулят обратно.