Российский автомобильный рынок переживает непростые времена. Замедление продаж, перенасыщение дилерской сети и ужесточение экономической политики создают предпосылки для серьезных потрясений. Эксперты заявляют о возможном формировании так называемого «дилерского пузыря». Что это означает для рынка, потребителей и самого бизнеса?
Почему о нём говорят?
По оценкам аналитиков, текущая дилерская сеть в России избыточна как минимум в два раза. Она рассчитана на ежегодную реализацию около 2,5 млн автомобилей, тогда как фактические продажи за текущий год, по прогнозам, едва достигнут 1,1–1,15 млн единиц. Эта диспропорция между спросом и предложением создает колоссальное давление на бизнес.
Причины перенасыщения
Истоки текущей ситуации лежат в нескольких ключевых факторах:
Высокая ключевая ставка и ужесточение денежно-кредитной политики, что сделало автокредиты значительно дороже.
Рост утилизационного сбора, который привел к удорожанию автомобилей.
Переполненные склады дилеров нереализованными машинами.
Последствия для бизнеса и покупателей
Падение продаж и избыток дилеров ведут к серьезным структурным изменениям. Закрытие автосалонов становится все более заметным явлением. Так, только за первый квартал 2025 года в России прекратили работу 213 дилерских центров. Это коснулось как отечественных, так и зарубежных брендов, включая китайских.
Для покупателей это может означать возможность получить скидки, но при этом важно внимательно оценивать надежность дилера. Рынок ждёт период активной консолидации. Тем временем, на рынок выходят новые китайские бренды, такие как iCAUR и Deepal, что может внести свой вклад в оживление конкурентной среды.