Реактивное сопротивление: откуда в Россию везут прекурсоры наркотиков. Правоохранители серьезно занялись противодействием новой беде

отметили
14
человека
Реактивное сопротивление: откуда в Россию везут прекурсоры наркотиков. Правоохранители серьезно занялись противодействием новой беде

Рекордную партию контрабандного альфа-бромвалерофенона, используемого как прекурсор для производства синтетических наркотиков, задержали выборгские таможенники. Это вещество легально применяют в фармацевтике и парфюмерии. Какими путями химикат попадает к преступникам, «Известиям» рассказали эксперты.

Течет река

Силами таможенников и полиции была ликвидирована подпольная лаборатория в Ленинградской области, которая в промышленном масштабе производила синтетические наркотики. Спецслужбы получили по оперативным каналам информацию, что из Средней Азии на склады в Санкт-Петербурге прибыли 10 бочек с бледно-розовой жидкостью весом около 2 т.

«Проследив за одним из получателей товара, оперативники вычислили еще двоих организаторов контрабанды. Все трое планировали изготавливать наркотики в двух специально оборудованных подвалах под гаражами, а потом сбывать через закладки по всей области», — говорится в сообщении ФТС. Во время обысков было найдено оборудование для химического синтеза.

В феврале нынешнего года наркополицейские раскрыли еще одно преступное сообщество, организованное в России гражданами Латвии. Во время расследования были ликвидированы лаборатория по производству мефедрона в Тверской области и склад в Сергиевом Посаде. В Подмосковье во время оперативных мероприятий было изъято 96 кг 2-бром-1-фенилпентал-1-она (α-бромвалерофенон).

— Известно, что группировка образовалась в 2023 году, задержаны три человека, но в бизнесе участвовало гораздо больше людей, — пояснил источник «Известий». — В деревне Зубцовского района Тверской области один из соучастников приобрел частный дом под «лабу».Жидкости двойного назначения

— Данное химическое соединение (α-бромвалерофенон. — Ред.) в жидком состоянии может быть использовано в фармацевтической промышленности для производства лекарственных препаратов (например, антидепрессантов), в парфюмерной промышленности как компонент некоторых ароматизаторов, в производстве полимеров, — пояснил «Известиям» главный научный сотрудник отдела химического материаловедения УрФУ Александр Остроушко. — Оно может также использоваться для получения веществ, замедляющих химические реакции (ингибиторов). Но при этом оборот данного соединения находится под пристальным контролем, так как оно может быть использовано как исходный материал, или прекурсор, при синтезе наркотических средств.

Он уточнил, что α-бромвалерофенон внесен в список веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством.

— Это вещество обладает в ощутимых количествах раздражающим действием на кожу, глаза, органы дыхания, — добавил эксперт. — При длительном воздействии возможно поражение печени, почек и других внутренних органов.

Мнение эксперта

— Почему у нас со страшной силой развиваются эти лаборатории? Чуть не в каждом населенном пункте есть уже свое производство. Да потому что у крупных игроков есть свои потоки прекурсоров, которые нигде не учтены. Эти объемы проходят как утруска и усушка на предприятиях и складах, — рассказал «Известиям» бывший следователь, эксперт по международной оргпреступности и наркотрафику Сергей Пелих.

По словам эксперта, оргпреступность давно взяла под контроль склады, где хранятся легально закупленные для фармацевтики и парфюмерии химикаты.

— И речь не только о α-бромвалерофеноне, но и о других веществах, широко используемых в промышленности, — говорит Пелих. — Борьбе с трафиком прекурсоров следовало бы уделять больше внимания гораздо раньше. Доступ к прекурсорам дал преступникам возможность создать своеобразную франшизу для организации лабораторий практически во всех регионах страны.

Наркомагазины вербуют желающих синтезировать наркотик, сами поставляют «варщикам» оборудование, дают денег на аренду площадки, обеспечивают необходимыми химикатами и прекурсорами.

— При такой схеме сам готовый наркотик, как правило, не пересекает границу, в каждой стране свои лаборатории. Например, тому же Буркину (предполагаемый глава украинского наркокартеля «ХимПром». — Ред.) удалось наладить сети лабораторий в Польше, Казахстане, Таджикистане и на Украине.

Одной из проблем Пелих считает сращивание служб безопасности промышленных предприятий и наркодилеров.

— Часто складывается ситуация, когда наркорынок через подконтрольные компании пытается выкупать излишки прекурсоров у легальных игроков. Когда же компании понимают, в чем дело, и пытаются выйти из игры, преступники шантажируют угрозой обращения в полицию. Дескать, силовикам станет известно о том, что вы ранее сбывали прекурсоры наркотиков. И это действует — во избежание проблем бизнес продолжает сотрудничать с наркомафией.Международный контроль

Проблеме прекурсоров посвящен специальный доклад Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН). Одним из инструментов профилактики становится разработанная экспертами организации еще в 2005 году система PEN Online, позволяющая онлайн-обмен информацией между национальными регуляторами о планируемом экспорте веществ-прекурсоров, находящихся под международным контролем. Такой мониторинг позволяет взять на карандаш подозрительную поставку. Между тем не все страны готовы к прозрачности в области торговли потенциально опасными химическими веществами.

Первое место по производству метамфетамина в мире МККН отдает Мьянме. «Объем изъятий метамфетамина и кетамина достиг беспрецедентного уровня», — говорится в докладе за 2024 год. По данным источника «Известий», это обуславливается близостью к мировым центрам производства прекурсоров этого вида наркотиков — Индии и Китаю.

Еще одна международная интернет-платформа, разработанная МККН для улучшения связей между наркополицейскими разных стран, — система PICS. Площадка позволяет обмениваться информацией об инцидентах, связанных с подозрительными поставками, дает доступ к контактам авторов сообщений. В актуальном докладе сообщается, что в 2023 и 2024 годах через PICS Россией были переданы сообщения о значительных по объему изъятиях химических веществ и представлена оперативно значимая информация. «В частности, о маркировке и маршрутах незаконного оборота, а также о неоднократных случаях использования Казахстана в качестве страны транзита. МККН также известно о подпольном изготовлении синтетических катинонов в Казахстане и других странах Центральной Азии, а также об изъятиях соответствующих прекурсоров, хотя их тип обычно не указывается в сообщениях», — говорится в докладе МККН за 2024 год.

Добавил Игорь Иванов 39114 Игорь Иванов 39114 7 часов 44 минуты назад
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать