Православный сигма-бой: как Андрей Ткачёв уничтожает имидж РПЦ

отметили
11
человек

Русская православная церковь разрешила бить детей, которые превращаются в собак и прыгают с крыш из-за борща. Это случилось сразу после того, как священники призвали россиян мучиться и терпеть, ведь Господь их наказывает «хаймарсами» за блуд, потому что бабы стали дохлые, трусливые и развратные, — новости с такими заголовками уже давно стали нормой. Хотя Церковь никогда такого не заявляла.

Но журналистов я понять могу — просмотры, трафик, хайп. Да и приведённые выше цитаты не являются фейком, пусть они и вырваны из контекста. Но кто сейчас читает дальше заголовка?

То, чего я не могу понять, так это упорного молчания православной общественности о её главном спикере, звучащем из каждой коробки с экраном. И нет, это не патриарх или какой-то митрополит, а протоиерей Андрей Ткачёв.

Те, кто слышал эту фамилию, делятся не надвое, а на ноль. Потому что на ноль делить нельзя. Так же, как нельзя отправлять прихожан, спрашивающих о таинстве исповеди, «ковыряться в своих испражнениях и нюхать их».

Хотя Ткачёв сказал грубее, но по правилам СМИ я не могу использовать слово, которое произнёс на проповеди этот пастырь. Подобных примеров — масса, разбирать каждый отдельно я не вижу смысла, так как они все симптоматичны и хорошо известны.

Отец Андрей кичится своим хамством и пренебрежительным отношением к слушателям, делая эти качества основой своего личного бренда, а заодно и всей Церкви.

Видимо, после отчисления с факультета спецпропаганды Военного института Минобороны СССР «экстерном» рукоположенный во Львове священник наконец-то нашёл применение своим знаниям. Благо, 90-е давали таким людям почву.

В Сети до сих пор сохранились фрагменты его фееричных проповедей «украинских времён». Уже тогда Ткачёв не стеснялся в выражениях — призывал «ломать женщин об колено» и восхищался никабами:

«Паранджа — это прекрасная вещь, как по мне. Женщина мужчину видит, а он её нет. Потому что женщина больше нуждается в мужчине, ищет в нём не похоти, а хозяина», в то время как русские мужики «распаскудили бабьё».

В дальнейшем Ткачёв будет и дальше с придыханием говорить об исламе, проталкивая сугубо мусульманское представление о женщине как о бесправном объекте воздействия мужчин.

Протоиерею явно ближе «замоташки» в никабах, чем невоцерковлённые русские люди, которых он систематически оскорбляет и призывает в Церковь через унижение.

При этом кому-то, например одиноким прихожанкам и мужчинам-инфантилам, такой доминантный подход даже нравится. Отец Андрей становится для них эталоном брутальности и альфа-самцовости. Неслучайно тема взаимоотношений мужчин и женщин стала для протоиерея основной, уступая вопросам духовным.

Отец Андрей уже получал предупреждения о недопустимости хамского поведения. Глава Синодального отдела по работе со СМИ так прокомментировал заявление Ткачёва о том, что «война идёт, потому что семя льётся»:

«Отец Андрей активный и талантливый человек, но, как многие медийные люди, может иногда эмоционально переходить грань, которую переходить не следует».

Также Владимир Легойда напомнил об огромной ответственности священнослужителей за сказанные слова и подчеркнул, что ни протоиерей Ткачёв, ни какой-либо другой священник не может говорить от имени всей Церкви. Поэтому заголовки СМИ, что «в Церкви заявили» или «РПЦ считает», не являются корректными.

Хотя постоянные скандалы с православными миссионерами были и раньше, что является частью их работы. Например, почившие отец Дмитрий Смирнов и протоиерей Всеволод Чаплин также вносили духовную повестку в массовое сознание через резонансные и шокирующие заявления.

Стоит вспомнить хотя бы легендарный ответ отца Дмитрия на вопрос в ходе прямого эфира — сколько денег нужно тратить в храме ежемесячно? — «Несите всю зарплату, а дома, может, на крупе какой и проживёте».

Но в провокационных ответах батюшек был юмор, интеллект, ирония. Чего не скажешь о пышущем праведным (?) гневом Ткачёве, похожим, скорее, на брюзжащего об упадке морали трактирщика.

Бросаются в глаза не только высказывания этого спикера, но и подача. Живая, выразительная мимика, широкие жесты, повелительная интонация — всё это выделяет отца Андрея на фоне десятков других медийных священников, которые рассказывают о каких-то более «скучных» темах — христианской любви, добродетелях и жизни будущего века. Проповедника Андрея можно назвать ярким, харизматическим лидером, а проще — харизматом.

Вокруг него уже сложилось соответствующее фан-движение, которое принято называть «ткачёвцами» — это наименование используют не только критики протоиерея, но и его сторонники. Например, на сайте «Царьграда» так говорится о назначении отца Андрея на приход Живоначальной Троицы в Хохлах:

«Ткачёвцы во главе с основателем Православной гимназии Святителя Василия Великого и старостой Малофеевымочень трогательно проводили любимого батюшку на новую миссию».

Деятельность Ткачёва вызывает беспокойство у людей, специализирующихся на сектах и деструктивных культах. В прошлом году разразился скандал, когда поведение отца Андрея вынесли на обсуждение в ходе конференции «Духовничество и псевдостарчество» в Казани.

«Протоиерей и его поклонники вызывают беспокойство в Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС)», — сообщил руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии, священник Александр Кузьмин.

«В блогосфере и Интернете чаще стали появляться личности, которые, будучи членами Церкви Христовой, стараются действовать по своим страстям — в своих интересах, а не в интересах Церкви. И площадку для церковной проповеди начинают использовать в своих личных целях. Ищут темы на злобу дня, комментируют новости, стараются угодить лайкам и репостам. Духовная жизнь и Предание Церкви поначалу фигурируют в таких реакциях, но постепенно всё превращается в базар, где уже становится маловажным и христианство, если таковое имеется, и священство такого вещателя».

По словам отца Александра, эта ситуация на руку владельцам и редакторам телеканалов и радиостанций, включая церковные, поскольку такие стендаперы на их площадках приносят хорошую статистику и делают прибыль. Появляется круговая порука.

Обличал протоиерея и сектовед Александр Дворкин, служивший полгода в храме под руководством Ткачёва: «Отец Андрей очень вольно относится к богослужениям и Уставу Церкви, читает Апокалипсис на крестных ходах и произвольно отменяет Преждеосвященные литургии, а также вставляет свои собственные прошения и молитвы в любую часть богослужения, даже в Евхаристический Канон».

Также Дворкин упрекнул Ткачёва в «невозможных проповедях» и разорении всей общинной жизни, после чего сектовед ушёл служить в другой храм.

Обратили внимание на творчество отца Андрея и власти мирские. В июле, после очередной оскорбительной тирады Ткачёва в адрес русских женщин, депутат Госдумы Останина обратилась к высшим церковным иерархам с призывом рассмотреть возможность лишения его сана, потому что «священник настолько скомпрометировал РПЦ, что высшим духовным лицам надлежит задуматься о его отстранении».

Есть мнение, что Ткачёв популярен среди молодёжи. Но зумеры не смотрят телеканал «Спас», как и любое телевидение в принципе. Единственное место, где светские молодые люди могут теоретически услышать проповеди Ткачёва, — это фрагменты его высказываний в Telegram-каналах и других соцсетях, с подписями вроде «смотрите, какой кринж в РПЦ».

В ходе написания этой колонки я пытался провести объективный анализ аудитории отца Андрея, но, как выяснилось, во всех его соцсетях почему-то скрыты подписчики и комментарии. Пришлось смотреть по пересылкам в ВК, где большая часть репостов, чисто визуально, делается женщинами в возрасте 40+. Так что, думаю, о каком-либо значимом влиянии Ткачёва на молодёжь можно не беспокоиться — его просто нет.

Возможно, что Ткачёв и его руководство следуют логике, что чёрный пиар — это тоже пиар, а хайп дороже репутации. К сожалению, такой подход не работает в тех случаях, где принципиально важен положительный имидж. В данном случае — репутация Церкви.

За минувшие годы было множество случаев, когда священников запрещали в служении или снимали с приходов после резких высказываний.

Одним из недавних стал пример схиигумена Гавриила, которой в одной из своих проповедей упомянул гипотетическую возможность, что по зову радикальных проповедников в Москве встанет армия мигрантов, которые начнут истреблять местных.

Уже через несколько дней после этого высказывания и критики от чеченской общественности схиигумена сняли с должности начальника Сочинского подворья и приписного скита, а также обязали в недельный срок удалить все аккаунты в социальных сетях. Можно вспомнить осуждённого экстремиста отца Сергия и других священников, которые были наказаны за публичные высказывания в интернете.

На их фоне отец Андрей выглядит непотопляемым флагманом видимой брани: ему прощают такие прогоны, за которые иных давно бы отстранили или посадили. Например, по статье об оправдании терроризма за удалённый Ткачёвым пост с осуждением погибших в «Крокус Сити» людей.

Может быть, руководство РПЦ и кураторы Ткачёва пока не видят ему альтернативы. Хотя в Сети уже находят популярность десятки молодых священников, которые набирают сотни тысяч просмотров в запрещённых соцсетях.

Например, батюшка и талантливый рилс-мейкер из вологодского села Илья Савастьянов, краснодарский священник с почти миллионной аудиторией в Tik-Tok Константин Мальцев, отец Николай Бабкин и другие. Да, эти батюшки тоже хайпуют, но делают это за счёт качественного и востребованного мем-контента, а не за счёт ругани и скандалов.

Время идёт, меняется общество, меняются коммуникационные потоки. Всё это происходит в моменте, от которого, к сожалению, Русская православная церковь отстаёт на десятилетия. С одной стороны, РПЦ априори консервативная и костная организация, не свойственная к изменениям. С другой стороны — окружающий мир, который смотрит на Церковь Христову, а видит ветхозаветную ряху Ткачёва. И, как мне кажется, с этим нужно заканчивать.

Всё вышенаписанное — субъективное мнение православного захожанина. Возможно, что Ткачёв — не просто патетичный скандалист, а духовный передвижник и новый светильник земли русской. Возможно, что он стяжает некие тайные духовные подвиги, а потом надевает маску шоумена, которая и ему самому отвратительна — я этого знать не могу. Уверен, что благодаря его проповедям тысячи зрителей пришли к вере.

Но что станет с теми сотнями тысяч, а может, миллионами душ, которых Ткачёв своими высказываниями отворачивает от Церкви, выставляя её на посмешище через СМИ? Кто сочтёт этот баланс?

Ну явно, что не мы, на Земле.

Добавил Kalman Kalman 10 Августа
Комментарии участников:
Lynnot78
+1
Lynnot78, 10 Августа , url

Статейка, как мне кажется, мягко говоря, провокационная.

badbag
+3
badbag, 10 Августа , url

Какие срасти, аднака, хорошо, что я православный атеист



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать