В Новочеркасске участники «Кулибин-клуба» разработали на базе обычной трехдверной «Нивы» многоцелевой вездеход «Коротышка». Уже собрано 12 автомобилей, которые успешно применяются в зоне СВО, подтверждая свою надежность в боевых условиях.
Машина сохранила полный привод и надежность классической «Нивы», но получила ряд важных доработок. Кабину сделали двухместной, а заднюю часть кузова дополнили специальным бортом, увеличивающим полезную площадь. Дополнительная усиленная решетка выдерживает до 500 килограммов динамической нагрузки, что позволяет перевозить двух-трех человек в лежачем положении. Пол и боковины оснащены армированными сетками, исключающими скольжение пассажиров даже при движении по бездорожью.
«Мы полностью перебрали ходовую часть, усилили подвеску, тормоза, шарниры и проводку, — рассказывает конструктор Александр Кутерев. — Убрали все легковоспламеняющиеся материалы, оставив только необходимое. Машина получила усиленный бампер и выносную буксировочную серьгу, которая выдерживает до десяти тонн. Если увязли в грязи — не нужно искать, за что зацепить трос, просто цепляешь и тащишь».
Вместо дверей установили брезентовые шторы, обработанные огнестойким составом («жидкое стекло»), а для быстрой посадки и высадки добавили металлические ручки на стойки.
«Это критически важно в боевых условиях: боец может буквально катапультироваться из машины», — поясняет Кутерев.
Военнослужащий с позывным Серб отмечает, что китайские багги, закупленные ранее, оказались ненадежными:
«У них ресурс — не больше 2000 километров, после чего машина превращается в груду металла. Запчастей нет, обслуживание сложное, расход топлива — до 20 литров. А „Нива“ даже с прицепом и полной загрузкой потребляет 14-16 литров».
Еще один минус китайских вездеходов — слабый генератор, не позволяющий установить средства радиоэлектронной борьбы. В «Коротышке» эту проблему решили, поставив 110-амперный генератор и полностью переработав проводку.
«Коротышка» позволяет выполнять задачи с минимальным риском. Нет дверей — значит, можно быстро отреагировать на угрозу. Остановились, отстрелялись по дронам — и поехали дальше", — рассказывает Серб.
Запас прочности вездехода подтверждается боевым применением на линии соприкосновения.
В автомобиль с прицепом загрузили 20 человек с боекомплектом. За сутки намотали 160 километров, и сломались только задние пружины, которые заменили за пять минут. После чего машина пошла дальше", — рассказывает Кутерев.
Проект новочеркасских автотехников поддержал Алексей Мирошниченко, руководитель регионального отделения Народного фронта в Ростовской области, который предложил масштабировать производство в рамках «Кулибин-клуба». По его словам, «Коротышка» — удачный пример адаптации гражданской техники для специальных задач, сочетающий простоту, надежность и низкую стоимость эксплуатации.
Уже сейчас «Коротышка» активно используется в зоне СВО, где ее оценили за проходимость, ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации под конкретные задачи. Разработчики уверены, что у их вездехода большое будущее, и планируют расширять производство.