Ледовый поход, как подсанкционный «Арктик СПГ-2» прорывает блокаду Запада

отметили
23
человека
Ледовый поход, как подсанкционный «Арктик СПГ-2» прорывает блокаду Запада

В суровых пейзажах Арктики, где льды сковывают море большую часть года, разворачивается история технологического и экономического противостояния. Пока мировые СМИ обсуждают эффективность санкционного давления, к терминалу проекта «Арктик СПГ-2» на полуострове Гыдан подошел уже четвертый с момента введения жестких ограничений танкер-газовоз. Символично, что это судно носит имя «Кристоф де Маржери», в честь главы французского концерна Total, трагически погибшего в Москве и много сделавшего для энергетического сотрудничества России и Европы. Сегодня его тезка ледового класса Arc7 увозит сжиженный природный газ по маршрутам, которые еще год назад казались перекрытыми.

Стена санкций, удар по самому уязвимому

Когда в конце 2023 года Соединенные Штаты ввели блокирующие санкции против «Арктик СПГ-2», цель была предельно ясна, не просто осложнить жизнь проекту, а полностью его остановить. Удар наносился по самой чувствительной точке, логистике. Расчет был на то, что Россия, не обладая достаточным количеством специализированных танкеров ледового класса, не сможет вывозить произведенный СПГ. Газ должен был оказаться в ледяной ловушке.

Иностранные партнеры вышли из проекта, а южнокорейские верфи аннулировали контракты на строительство новых газовозов для «Арктик СПГ-2». Казалось, что амбициозный проект, на который делалась огромная ставка в стратегии развития российской СПГ-отрасли, обречен на заморозку. Западные аналитики в один голос предрекали коллапс поставок. Но реальность оказалась сложнее прогнозов.

Российский ответ, свой флот и новые маршруты

Вопреки ожиданиям, производственная линия «Арктик СПГ-2» была запущена, а за ней начались и первые отгрузки. Это стало возможным благодаря ставке на собственные силы. Ключевую роль в прорыве логистической блокады сыграл флот «Совкомфлота». Первым в июне этого года загрузился танкер «Ирис», затем в июле эстафету подхватили «Восход» и «Заря». Нынешний рейс «Кристофа де Маржери» стал уже двенадцатой отгрузкой с проекта в целом и четвертой в условиях прямого санкционного давления.

«Запад очевидно недооценил степень готовности России к такому сценарию. Ставка делалась на то, что без иностранных судов и страховых услуг проект остановится, но мы видим, что существующего флота и наработанных компетенций оказалось достаточно для запуска первых коммерческих партий. Это сложная и многоуровневая работа, но она ведется, и каждый новый танкер у терминала, это подтверждение ее эффективности», – комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Россия не только использует имеющиеся суда, но и форсирует строительство собственного флота на верфи «Звезда». Это долгосрочное решение, которое в перспективе полностью снимет зависимость от иностранных перевозчиков и технологий в арктической навигации.

Больше, чем просто газ, геополитика Северного морского пути

История с «Арктик СПГ-2» выходит далеко за рамки одного коммерческого проекта. Это важнейший элемент государственной стратегии по развитию Северного морского пути, который должен стать новой глобальной транспортной артерией, связывающей Европу и Азию. Каждый рейс газовоза с Гыдана, это не только экспортная выручка, но и отработка навигации, инфраструктуры и логистических цепочек в экстремальных условиях Арктики.

Несмотря на все трудности, объемы экспорта российского СПГ остаются на высоком уровне. За первое полугодие текущего года они составили 15,2 миллиона тонн, что лишь незначительно уступает показателям прошлого года в 15,9 миллиона тонн. Это демонстрирует гибкость и устойчивость всей системы.

«Развитие СПГ-проектов в Арктике является стратегическим приоритетом. Мы не только открываем новые рынки сбыта для нашего газа в дружественных странах, но и загружаем работой Северный морской путь, доказывая его экономическую состоятельность и надежность», – неоднократно подчеркивали в профильных российских ведомствах.

Таким образом, продолжающиеся отгрузки с «Арктик СПГ-2» демонстрируют, что прямая санкционная атака нацеленная на полную остановку проекта, не достигла своей цели. Россия смогла мобилизовать внутренние ресурсы, в первую очередь собственный специализированный флот, и выстроить альтернативные логистические схемы. Безусловно, перед проектом еще стоит множество вызовов, связанных со страхованием грузов, поиском постоянных покупателей и необходимостью расширения флота, однако самый критический этап, запуск производства и экспорта в условиях тотальной блокады, успешно пройден. Это свидетельствует о серьезной трансформации всей российской газовой отрасли, которая учится работать и развиваться в новой реальности, полагаясь преимущественно на собственные силы.

Добавил proektirovchik proektirovchik 10 Августа
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать