Немецкий математик Роланд Хильдебранд в 2023 году вместе с семьей переехал жить в Россию. Почему он принял такое непростое решение после 20 лет работы в престижном европейском университете? Об этом ученый рассказал корреспонденту «РГ».
Роланд, вы сделали шаг, который очень многих, мягко говоря, сильно удивит. Для начала расскажите о себе. Где родились, кто родители, где учились?
Роланд Хильдебранд: Родился в 1975 году в ГДР. Отец — немец, а мать — русская. Они познакомились в МГУ, где отец учился на мехмате.
Теперь понятно, почему вы почти идеально говорите по-русски.
Роланд Хильдебранд: Да, в семье часто говорили по-русски. Отец всегда подчеркивал, что математическая школа МГУ считается одной из лучших в мире, поэтому в 1995 году после учебы в Германии поехал в Россию, где поступил в магистратуру мехмата МГУ, а затем в 2001-м защитил здесь диссертацию.
ОБЩЕСТВОРейс ШереметеваГраф Шереметев — о том, почему он решил вернуться в Россию
Вернулся в Германию. А с 2003 по 2023 год работал научным сотрудником университета Гренобль-Альпы во Франции. Там занимался математическим управлением и оптимизацией. Кстати, это направление мне еще в МГУ посоветовал академик Никита Моисеев, когда я спросил его, в какой области математики мне стоит специализироваться. Его совет для меня оказался, что называется, в десятку. Это направление науки сегодня очень востребовано и перспективно.
Итак, у вас на плечами почти 20 лет вполне устроенной жизни в «тихой» Европе. Любимая семья, любимая наука… Все, как говорится, «окей», живи и радуйся, но вы вдруг в 2023 году решаете все бросить и отправиться в Россию. И сразу в Европе становитесь изгоем. Что произошло?
Роланд Хильдебранд: Главная причина — невероятная русофобия, которая буквально захлестнула Европу. Говоря образно, ей буквально пропитан воздух. Доходит до того, что в школе детей просят рассказать, о чем дома говорят родители. Это какое-то безумие.
А вам-то что? Не обращайте внимания, занимайтесь наукой.
Роланд Хильдебранд: У каждого человека свой порог терпения. Очевидно, у меня и моей семьи он низкий.
Жена сразу с вами согласилась? Или потребовались долгие беседы?
Роланд Хильдебранд: Это было обоюдное решение. Кстати, она этническая немка. Родилась в России, в конце 90-х переехала жить в Германию. Наш старший сын поступил в престижный российский вуз, младший еще учится в школе. Оба хорошо говорят по-русски.
Как коллеги по университету в Гренобле отнеслись к вашему решению?
Роланд Хильдебранд: Абсолютно спокойно. Со многими и сейчас поддерживаю отношения.
Сейчас вы научный сотрудник МФТИ, где занимаетесь математической оптимизацией. Насколько я понимаю, это универсальная методика. Ведь составление любого плана — это поиск того, как получить наилучший результат с минимальными затратами, но в условиях многих ограничений и условий. Можно привести конкретные примеры таких задач?
Роланд Хильдебранд: Они самые разные. Например, клиент приходит в банк с такой-то суммой. Просит выгодно разместить его деньги, чтобы получить максимальную прибыль. И согласен на такой-то риск. Типичная задача оптимизации. А есть задачи совсем из другой области, например, построить оптимальные маршруты городского транспорта или графики работы энергосетей.
Причем, как правило, заказчик требует, чтобы решение мы выдали как можно быстрей, поэтому, как правило, приходится действовать в жестком цейтноте.
Как оцениваете по сравнению с зарубежными университетами уровень исследований в этом институте?
Роланд Хильдебранд: Физтех, без всякого преувеличения, — вуз мирового уровня. Его выпускники котируются во всем мире. Это касается и моего направления — математической оптимизации. Так что в научном плане я ничего не потерял.