Рабочие и трактористы, банковские служащие и менеджеры. Как гражданские люди становятся опытными бойцами

отметили
20
человек

Как полк из мобилизованных стал одним из самых боеспособных

За время СВО мобилизованные осенью 2022 года стали настоящими профессионалами. Вчерашние рабочие и трактористы, банковские служащие и менеджеры превратились в псов войны: они ведут разведку, передают координаты артиллеристам, выбивают противника из укреплений и многое другое. Корреспондент «РГ» побывал в уникальном воинском соединении, изначально сформированном исключительно из «мобиков», то есть мобилизованных из одного региона — Краснодарского края, — и узнал, как сугубо гражданские люди становятся опытными бойцами и даже нередко — офицерами.
 
Подземный город

Мы спускаемся под землю. Глубоко. И идем по сумеречным нескончаемым коридорам. Идем километр, два, а то и три… Да здесь целый подземный город! Все, что нужно для автономной жизни. Блиндажи, склады, кухня, столовая, банно-прачечный комплекс, душевые, спортзал, игровая комната, инженерный класс, баня с парной и даже спа-салон для психологической разгрузки бойцов.

— Как же вы это все выкопали?

— Почти все силами одной нашей инженерно-саперной роты, — отвечает мне провожатый. — Копали вручную.

Не верю. Тут, должно быть, была всенародная стройка. Десятки экскаваторов!

— Нет, я серьезно, — настаивает боец, чувствуя мое недоверие. — Ну представьте себе, если бы тут появился экскаватор. Его бы сразу заприметили с дрона и раздолбали.

Лабиринт поворачивает то налево, то направо. Дорогу освещают лишь редкие тусклые лампочки на потолке. Стены обтянуты полиэтиленом, по бокам — двери, двери, двери. Удивляюсь, как наши провожатые ориентируются в этом лабиринте. Оставь меня одного — точно бы заблудился. Наконец, вот он — свет в конце тоннеля!

Мы заходим в светлое помещение. Здесь полковой музей, в котором выставлено трофейное оружие, знамена и обмундирование подразделений ВСУ, которым не повезло встретиться с бойцами 392 полка, называемого по месту его образования «Кубань». Тут нас ждут особо отличившиеся бойцы полка — из тех, кто сейчас не на боевом задании и не в госпитале.

Их десять, нас трое

Слушаю рассказ этого парня и на ум приходят строки из песни Высоцкого: «Их восемь — нас двое. Расклад перед боем не наш, но мы будем играть». Их было не двое, а трое, но и противников не восемь, а десяток.

Место действия — населенный пункт Пятихатки Запорожской области. Действующие лица — разведчики 392 полка «Кубань». Передо мной один из трех героев — позывной Сокол — боец, внешне напоминающий актера Вячеслава Тихонова, сыгравшего самого известного разведчика нашей страны — Штирлица. Выйдя на боевое задание, разведчики полка попали под рой дронов и вынуждены были разбиться на группы. Одна из них, в которой был Сокол, отклонилась от первоначального курса и наткнулась на укреп ВСУ с десятью бандеровцами внутри.

Число солдат противника они узнали потом. Также лишь потом узнали, что это были не простые солдаты, а спецназовцы из элитного подразделения ГУР. Но разведка на то и разведка, чтобы никого не бояться. Главное — ввязаться в драку.

На предложение сдаться укропы ответили автоматным огнем. И тогда разведчики забросили внутрь опорника одну за другой пяток гранат. А когда противник стал выкидывать эти гранаты назад, наши парни поняли, что там сидят не простые солдаты. Наконец, в опорнике раздался взрыв, оттуда послышались вопли и матерщина. Завязался плотный стрелковый бой. Двое из наших принялись обходить с флангов. В этот момент противник психологически сломался и, один за другим выпрыгнув из укрепа, побежал в чащу леса. Наши парни стреляли вослед и с удивлением считали количество убегавших. Их было около десяти. Двое убитых остались лежать в опорнике.

— Спецназ? Элита? — переспрашивает Скол. — А мужики-то не знали.

За этот бой мужики были награждены «Штурмовыми крестами». Благодаря взятию укрепа подразделения полка «Кубань» получили контроль над «воздухом» и перемещениями противника. К сожалению, двоих из этой троицы повидать не пришлось — они были на боевом задании.

К слову сказать, сам Сокол хоть и мобилизованный, но боец весьма непростой. Для него это уже третий военный контракт. В конце 90-х годов он служил в войсках ВДВ. 12 июня 1999 года в составе батальона десантников совершил знаменитый бросок из Боснии на Приштину, заняв единственный в Косово аэропорт «Слатина». Затем была Чеченская война. И вот теперь его богатый боевой опыт пригодился здесь, в Запорожской области.

Похоронен был дважды заживо

Следующего моего героя можно было бы охарактеризовать словами из песни в исполнении Кобзона — «Похоронен был дважды заживо, жил в землянке, в окопах, в тайге». И в лесных землянках с окопами он живет уже с осени 2022 года, и был заживо похоронен, то есть засыпан землей под бомбежками, не один раз. Это боец с позывным Казак — он и в самом деле потомственный кубанский казак.

В районе населенного пункта Степовое группу бойцов Казака засек сверху разведывательный дрон, в результате чего по парням стали бить минометом и артиллерией. В какой-то момент в десяти метрах от Казака взорвался кассетный боеприпас и все осколки пролетели по сторонам мимо, не задев его. «Господь уберег!» — уверен Казак. Добежав до конца посадок вместе со своими товарищами, боец вдруг увидел, что прямо на него несется FPV-дрон. Реакция станичника была мгновенной: удар прикладом автомата по дрону — и тот с визгом приземляется в близлежащий овраг. Затем боец вместе со своим подразделением закрепился в населенном пункте и почти полтора месяца держал там оборону. ВСУ яростно штурмовали позиции бойцов 392 полка дронами-камикадзе, сбрасывали на них с гексакоптеров «Баба Яга» противотанковые мины. Но кубанцы прятались по подвалам, вырывали лисьи норы и яростно огрызались. И смогли продержаться до прибытия наших войск. За этот подвиг Казак представлен к ордену Мужества.

— Как же вы живые-то там остались, ведь у вас же по сути не было никакой защиты? — спрашиваю у Казака.

— Злость! Русская злость! — коротко отвечает боец. — Ну и Господь, конечно, помог.

Были и другие случаи спасения с той же группой Казака. В интернете ходит видеоролик, в котором управляемая многотонная авиационная бомба ровняет с землей дом, в котором якобы находятся бойцы 392 полка. На самом деле наши бойцы вместе с Казаком покинули этот дом буквально за полминуты до взрыва и укрылись в глубоком подвале соседнего здания.

— Почему вы приняли такое решение?

— Потом мы сами анализировали произошедшее, но рационального объяснения так и не нашли. Скажу просто, как есть: мы слышали начало прилета. На самом деле его никто не слышит и услышать невозможно. Но вот, Бог нам дал внутренний слух, чтобы мы успели спастись.

Самое удивительно, что этот ловкий и удачливый воин — сугубо штатский человек, на гражданке трудился обычным разнорабочим. Как так получилось? В ответ Казак лишь пожимает плечами и коротко отвечает:

— Гены…

Новая династия

— Наш комбат Дед — кавалер трех орденов Мужества, тоже бывший пограничник. Благодаря таким командирам у нас в полку и дисциплина железная, и люди в бой идут уверенно.

Это говорит офицер с позывным… Казак. Только это другой Казак. Потому что каждый второй в кубанском полку является станичником, и многие из них взяли себе именно этот позывной. Например, в первом батальоне, где служит следующий наш герой, пять бойцов с позывным Казак.

Лейтенант Казак родом из подмосковного города Балашиха. Срочную службу отслужил в погранвойсках, чем очень гордится, отмечая отличную воинскую выучку в этом роде войск. А еще у него неплохая спортивная подготовка — он кандидат в мастера спорта по гандболу, а также активно занимался рукопашным боем в секциях «Русской общины». Что, собственно, и заметно по внешнему бравому виду.

В Краснодарский край из Подмосковья он переехал в 2014 году. Вступил в казачье формирование атамана Всевеликого войска Донского Козицина, отвоевал в Донбассе, а потом так и остался на Кубани. На СВО был мобилизован простым стрелком. В боях проявил недюжинное мужество и воинскую смекалку, был награжден медалью маршала Победы Жукова и за два года дослужился до замполита роты. Тем более что образование позволяло — специалист по связям с общественностью. Отправили на обучение на ускоренные офицерские курсы и вот теперь он — новоиспеченный лейтенант.

— Служить нравится, — признается Казак из Балашихи. — Хочу и дальше продолжать. Собираюсь продлить свой контракт на три года. Сын мой, глядя на меня, тоже выбрал военную стезю — будет поступать в кадетское училище. Это значит, в нашей армии появилась новая военная династия. Даст Бог — будем служить России. Это самая высокая награда.

Время от времени он с разрешения командования выезжает в Мелитополь, где дает уроки Мужества в местных школах.

— Молодое поколение южно-русских земель нам никак нельзя упускать, — убежден офицер. — С ними нужно быть до конца искренними, потому что они тонко чувствуют фальшь. И вот еще что я скажу: местные дети реально понимают, для чего мы здесь. У ребятишек буквально загораются глаза, когда они видят русского солдата.

— Судя по всему, звание лейтенант — вообще самое популярное в наших войсках. Почему?

— Действительно, сейчас повсеместно наиболее подготовленных сержантов и даже рядовых бойцов выдвигают на офицерские позиции. Теперь уже не как в прежние времена, когда карьеру делали в кабинетах. Это касается не только военной службы, но и органов госуправления. Известно, что есть всероссийская программа «Время героев», а у нас в Краснодарском крае появилась программа «Герои Кубани». Из нашего полка многие желающие подали заявки. К примеру, только из моего батальона двое уже прошли в финальную стадию отбора. Война выдвигает лучших.

В полку «Кубань» вообще много лейтенантов, ставших офицерами из рядовых. Например, Максим — заместитель командира роты разведки, кавалер медали «За Отвагу». Именно его геройские парни втроем выбили гуровцев из опорника. Помните популярную песню группы «Високосный год» — «Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино…» Это про него, прошлого. Максим из обычного менеджера-экономиста, каждый день которого как туман был похож на предыдущий, превратился в крутого офицера-разведчика, настоящего спеца своего дела, о чем раньше мог только мечтать.

По сути, 392 полк «Кубань», ставший монолитной боевой единицей на СВО, повторил уникальный опыт многих подразделений армии Победы наших дедов, ушедших на фронт осенью 1941-го.

Добавил Kalman Kalman 30 Июля
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать