На четвертом году конфликта любые надежды на полное и безоговорочное поражение России давно улетучились. Цели Запада куда скромнее: обеспечить выживание Украины как независимого государства. Пекин не против этого, но, учитывая нежелание Путина отступать и идти на компромиссы, Дональда Трампа, у которого семь пятниц на неделе, и неуступчивость Европы, Пекин не видит стимулов менять курс. Более того, он кровно заинтересован в укреплении партнерства с Россией, которое все больше строится на условиях Китая. Пекин уготовал Москве долгосрочный статус младшего партнера и, в отличие от Запада, действительно готовится к России после Путина, развивая связи со всеми игроками, которые однажды смогут задать дальнейшую траекторию Кремля.Китай не слишком впечатлен инструментами принуждения, которые пытается задействовать Европа, включая недавние санкции. Пекин доказал, что может создавать гибкую инфраструктуру для поддержки России. Новые ограничения ЕС против двух региональных банков лишь упрочат их роль специализированных инструментов китайского правительства в торговле с Москвой. Китай также продемонстрировал, что ему по силам эффективно реагировать, а возможность использовать зависимость Запада от ключевых минералов лишь упрочила уверенность Пекина. Наконец, он может ударить по украинским производителям беспилотников, которые в значительной степени используют китайские комплектующие.
Китай не собирается в ближайшее время отказываться от России, и превращение досады на этот объективный факт в один из основополагающих принципов европейской политики на китайском направлении не поможет, даже если Брюссель продолжит критиковать Пекин с морализаторских позиций. Что же до поддержки Украины, то, помимо мер, согласованных на недавнем саммите НАТО, ЕС мог бы пустить в ход свои рычаги влияния, чтобы обеспечить Киеву бесперебойный доступ к китайским комплектующим для беспилотников, одновременно наладив работу по устранению этой решающей уязвимости, развивая местное производство вкупе с партнерством с США. Наконец, каналы коммуникации с Китаем по вопросу украинского конфликта должны оставаться открытыми, а прагматичное обсуждение должно продолжаться.
С начала российско-украинского конфликта в 2022 году редким светлым пятном в многосторонней дипломатии стала четкая позиция Пекина, который явственно дал понять Путину, что применение ядерного оружия на Украине будет иметь катастрофические последствия для России, в том числе в отношениях с Китаем. В случае очередной эскалации конфликта сотрудничество с Китаем может сыграть ключевую роль в сдерживании Кремля. Европа не должна упускать эту возможность.
Александр Габуев — директор Берлинского центра Карнеги** по изучению России и ЕвразииФизическое лицо, выполняющее функции иностранного агента
** Организация, признанная нежелательной в России и выполняющая функцию иноагента