Импорт ключевых энергоносителей из США в Китай упал почти до нуля накануне переговоров

В июне импорт трех основных энергоносителей из США в Китай обрушился практически до нуля. Этот чувствительный сдвиг произошел как раз в тот момент, когда Пекин и Вашингтон возобновляют переговоры для разрешения торговых разногласий.
В июне Китай прекратил импорт угля, сырой нефти и СПГ из США. Источник: Bloomberg
С февраля поставки американской сырой нефти, сжиженного природного газа (СПГ) и угля облагаются китайскими пошлинами в размере 10-15%. Эти сборы были введены одним из первых «залпов» в торговой войне, начатой администрацией Трампа, и с тех пор потоки из США в Китай неуклонно сокращались, поскольку закупки становились экономически невыгодными.
Ситуация достигла апогея в прошлом месяце: согласно последним данным китайской таможни, в июне Китай впервые почти за три года не импортировал сырую нефть из США. Нефть — самый торгуемый товар в мире, а Китай — ее крупнейший покупатель. Для сравнения, в июне прошлого года объем закупок у США составлял почти $800 млн.
Поставки газа, который становится одним из главных экспортных товаров США, находятся на нулевой отметке уже четвертый месяц подряд. Этот обвал частично объясняется тем, что китайские компании перепродают американские партии на более прибыльные рынки Европы и Азии. Закупки угля, которые в июне прошлого года превышали $90 млн, второй месяц подряд сократились до символических нескольких сотен долларов.
Напомним, в рамках сделки 2020 года, завершившей первую торговую войну Трампа, Китай обязался увеличить закупки американских энергоносителей и сельхозпродукции, чтобы сократить свой торговый профицит. Однако после начала пандемии Пекин не выполнил обязательства, и дисбаланс лишь усугубился, что и подготовило почву для нынешнего витка конфликта после возвращения Трампа на пост президента.
За прошедшее время Китай активно диверсифицировал импорт сырьевых товаров. Большую часть нефти он получает из Саудовской Аравии и России, а США в ежемесячных таможенных отчетах едва попадали в первую десятку. После начала военного конфликта на Украине Москва также стала для Китая важным источником дешевого газа.
«Прекращение закупок американской нефти отражает как стратегический сдвиг Китая в сторону других поставщиков, так и высокую стоимость транспортировки на большие расстояния», — говорит Линь Е, вице-президент по сырьевым рынкам в консалтинговой компании Rystad Energy AS.
Но, по его словам, это «также служит взвешенным ответом на постоянные пошлины со стороны США, санкции против китайских компаний и общую стратегическую напряженность. Это сигнализирует о решимости Пекина противостоять одностороннему давлению».
Важный компонент переговоров
В последние месяцы в заголовках новостей об американо-китайской торговле доминировали другие темы — от фентанила до компьютерных чипов и редкоземельных металлов. Неясно, имеют ли закупки американских товаров такое же значение для Трампа, как во время его первого срока. Однако они, вероятно, станут важной частью любых усилий по сокращению торгового дефицита между двумя странами.
Министр финансов США Скотт Бессент заявил, что на следующей неделе встретится со своими китайскими коллегами в Стокгольме. Это будет уже третий раунд переговоров, направленных на продление «тарифного перемирия» после 12 августа. Ожидается, что повестка расширится и будет включать продолжающиеся закупки Пекином подсанкционной нефти из России и Ирана. США угрожали масштабными пошлинами странам, покупающим российские энергоносители, — это явный риск для Китая и в то же время стимул закупать больше американских энергоресурсов.
Импорт американской сельхозпродукции, такой как кукуруза, также сократился в последние месяцы. Впрочем, это частично объясняется сезонным фактором, поскольку после сбора урожая в Южной Америке покупатели переключаются на нее. Настоящим испытанием станет конец года, когда американские фермеры соберут свой урожай. По данным Министерства сельского хозяйства США, на данный момент форвардные закупки Китаем американских соевых бобов и кукурузы на сезон 2025-26 годов находятся на нулевой отметке.
Общий объем импорта сельхозпродукции в Китай также упал на фоне замедления экономического роста. Это создает дополнительное препятствие для поставщиков из США, которым приходится конкурировать с другими странами за долю на сужающемся рынке.
Похожая динамика наблюдается и на рынках ископаемого топлива, где такие факторы, как избыток предложения на внутреннем рынке, слабый спрос и наступление чистой энергетики, в целом снижают привлекательность морских поставок.
