На развитие отечественного авиапрома выделят 765 миллиардов рублей

Кабинет министров Российской Федерации планирует инвестировать не менее 765 миллиардов рублей в развитие гражданской авиационной промышленности в рамках федерального проекта «Производство самолетов и вертолетов» на протяжении следующих шести лет. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Мишустин, подчеркнув, что деньги будут направлены на разработку отечественных конкурентоспособных технологий в области авиации.
Основные направления использования денежных средств – это создание современных воздушных судов, эффективных двигателей, радиоэлектронной аппаратуры, а также технических систем и оборудования, отвечающего современным требованиям.
Михаил Мишустин акцентировал внимание на важности разработки уникальной продукции, которая не имеет аналогов в России, и выпустить которую необходимо в кратчайшие сроки. Он также отметил необходимость установки четких сроков для запуска в серийное производство воздушных судов. В частности, импортозамещенных версий Ту-214 и Ил-96-300, а также «Ладоги» и «Освея». Самолеты МС-21 и «Байкал» должны быть готовы к серийному производству не позднее конца 2026 года. Премьер-министр уточнил, что это также касается перспективных вертолетов различных классов.
Кроме того, в правительстве было объявлено о необходимости обновления комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года. Михаил Мишустин заявил, что важно актуализировать график поставок воздушных судов с учетом текущей экономической ситуации и предложил провести детальный анализ каждого проекта, чтобы определить достигнутые результаты, существующие вызовы и выработать эффективные решения для выхода на крупносерийное производство воздушных судов полного цикла.
На текущий момент уже успешно протестировано бортовое радиоэлектронное оборудование в рамках летных испытаний МС-21. Впервые в воздух поднялась лаборатория Як-40, оснащенная двигателем ВК-800, который будет установлен на самолеты для местных авиаперевозок «Байкал» и российско-белорусский «Освей».
Ранее Михаил Мишустин отмечал, что уже в 2026 году российские авиакомпании начнут получать первые полностью импортозамещенные самолеты, которые будут оснащены отечественными системами и оборудованием. Модели, такие как МС-21, «Суперджет» и Ил-114, находятся на сегодняшний день на завершающей стадии сертификации, а также продолжается работа над самолетом «Байкал» для местных авиаперевозок.
Следует пожчеркнуть, что изначально для авиационной отрасли планировалось выделить более 100 миллиардов рублей, однако, в дальнейшем, бюджет был пересмотрен.
По данным исследования «Анализ рынка авиастроения в России», как сообщает РБК, выпуск гражданской авиационной техники в России в 2024 году составил 166 самолетов и вертолетов, что на 13% меньше по сравнению с предыдущим годом.
Выпуск самолетов и вертолетов в РФ осуществляется крупнейшими предприятиями, входящими в состав государственной корпорации «Ростех», такими как ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и АО «Вертолеты России», а также рядом небольших коммерческих компаний, занимающихся производством моделей в классе сверхлегкой авиации для летных школ и других авиационных задач.
Российские авиакомпании в основном используют иностранные самолеты, что делает их зависимыми от импорта запчастей. Примерно 80% самолетов в нашей стране – это зарубежные модели, а иностранных вертолетов больше 10%. В феврале 2022 года российским перевозчикам запретили покупать иностранные самолеты и детали. В результате многие иностранные лизинговые фирмы потребовали вернуть свои самолеты, которые были переданы в аренду. В ответ на эту проблему Фонд национального благосостояния выделил 300 миллиардов рублей, чтобы помочь российским авиакомпаниям выкупить свои самолеты.
В 2022 году правительство России утвердило комплексную программу развития авиаотрасли до 2030 года, которая включает в себя меры по импортозамещению как компонентов для авиационной техники, так и производству новых моделей самолетов и вертолетов. Согласно данной программе, к 2030 году российский авиапарк должен быть пополнен более чем на 1000 отечественных самолетов, среди которых более 140 бортов SSJ New, 270 самолетов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214, а также более 760 вертолетов с акцентом на модели «Ансат» и Ми-8 в различных модификациях. Однако эксперты указывают на возможность корректировки этих планов в сторону снижения, учитывая существующий дисбаланс по объемам и типам самолетов, а также недостаточному спросу на рынке.
