Что будет с Инстаграмом* и VPN для россиян: главные вопросы о новом законе
отметили
11
человек
в архиве

МОСКВА, 22 июл — РИА Новости, Виктор Жданов. Госдума в третьем чтении приняла закон о штрафах за поиск в интернете экстремистских материалов и распространение рекламы VPN-сервисов. Как можно использовать в России, размер штрафов и что будет при случайном посещении запрещенных ресурсов — в материале РИА Новости.
Что известно о новом законе

Изменения касаются статьи 13 КоАП. Ее дополнили пунктом 53: «Поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен».
Законопроект не направлен на «массовое наказание рядовых пользователей», подчеркивают его инициаторы. Речь лишь о тех, кто намеренно распространяет противоправный контент.
Как объяснил РИА Новости член Совета Федерации, сенатор и соавтор поправок Артем Шейкин, основной акцент нового закона — регулирование деятельности провайдеров, платформ и технических посредников. Он подчеркивал, что операторы связи и владельцы сетей обязаны обеспечивать взаимодействие с государственными органами, а нарушения этой обязанности теперь грозят крупными штрафами.
Если документ одобрят в верхней палате парламента, он вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Штрафы за поиск экстремистских материалов
- От трех до пяти тысяч рублей — за умышленное осуществление поиска в интернете и получение доступа к заведомо экстремистским материалам, в том числе с использованием VPN.
- До 500 тысяч рублей — за распространение рекламы средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен.
За рекламу VPN:
- от 50 до 80 тысяч рублей — для граждан;
- от 80 до 150 тысяч — для должностных лиц;
- от 200 до 500 тысяч — для юридических.
За незаконную передачу абонентского номера:
- от 50 до 80 тысяч рублей для граждан;
- от 80 до 150 тысяч — для должностных лиц;
- от 200 до 500 тысяч — для юридических.
За передачу данных для входа в интернет-ресурсы другим лицам:
- от 30 до 50 тысяч рублей — для граждан;
- от 50 до 100 тысяч — для ИП;
- от 100 до 200 тысяч — для юрлиц.
За использование виртуальных АТС или оборудования для пропуска трафика с нарушением:
- от 50 до 80 тысяч рублей — для граждан;
- от 80 до 150 тысяч — для должностных лиц;
- от 200 до 500 тысяч рублей — для юридических лиц.
Вину должен признать суд. Обвинению придется доказать:
1.
что подсудимый был осведомлен о нахождении материала в списке экстремистских;2.
искал его в интернете специально;3.
ради получения доступа использовал VPN.«Именно суд установит, было ли намерение, был ли факт доступа к запрещенному материалу, знал ли человек, что заходит именно туда», — добавляет член комитета Госдумы по информполитике Антон Немкин.
Что относится к экстремистским материалам
Специальный реестр опубликован на сайте Министерства юстиции России. Там около 5,5 тысячи пунктов.
В том числе — видео, книги, песни и картинки.
Никакого наказания — опять же, если обнаруженный контент «не распространяется, не сохраняется и не популяризируется».
«Обычный просмотр страниц, даже материалов иноагентов или „сомнительных лиц“, если они не включены в этот список, не является нарушением», — объясняет Шейкин.
Депутаты отмечают: наткнуться на запрещенный контент сейчас довольно сложно. Уже действуют законы, по которым провайдеры обязаны блокировать доступ к экстремистским материалам, а платформы — удалять или скрывать их от российских пользователей.
«Шанс наткнуться на экстремистские видео в интернете случайно или получить в виде рекомендации от платформы, на мой взгляд, минимальный», — указывает депутат Артем Горелкин.
Он рекомендует отключить автовоспроизведение видео.
По словам Немкина, закон никак не повлияет на сотрудников правоохранительных органов и других уполномоченных специалистов, чья деятельность связана с запрещенными материалами. Для ученых порядок работы с такой информацией также останется прежним.
«Для научных целей действуют специальные регламенты. Для работы с такими материалами в библиотеке или архиве предусмотрены инструкции, и в этом плане ничего не изменилось. Интернет — публичное пространство, а не зона спецдоступа», — отметил депутат.
Например, если историку надо в научных целях ознакомиться с внесенной в экстремистский реестр «Майн Кампф»** Адольфа Гитлера, то ничто этому не помешает. Как и прежде, он может пользоваться библиотечными сервисами. Для того и существуют «Рекомендации по работе библиотек с документами, включенными в федеральный список экстремистских материалов», утвержденные Минкультуры еще в 2017-м.
Оштрафуют ли за использование Instagram* и Facebook*
Как известно, популярный сервис, наряду с Facebook*, принадлежит компании Meta*, признанной в России экстремистской. Так что вопрос вполне логичный.
Депутаты единогласны: заходить можно. Это касается и прочих заблокированных в стране ресурсов — например, сервиса Discord и соцсети X (ранее — Twitter).
Как будут выявлять правонарушения
Как уточнил сенатор Шейкин, нарушения предлагается «фиксировать через материалы, обращения, сообщения в СМИ».
То есть следить за гражданами никто не собирается.
«Тотального контроля не вводится. DPI-сканирования каждого запроса в интернете не будет. Как и автоматических систем наказания», — подчеркивает депутат Немкин.
Никаких проверок сотрудниками МВД и прочих силовых органов: закон не дает им право забирать у граждан телефоны/планшеты/компьютеры, чтобы посмотреть историю поиска.
Как не попасть под штраф
Главное — не распространять запрещенные материалы.
«Использование VPN для работы или доступа к привычным сервисам не запрещено. Через него можно заходить в заблокированные соцсети вроде Instagram* или Facebook*, и это не нарушает закон. Но есть новый штраф — за рекламу VPN-сервисов. Это сделано, чтобы ограничить массовое продвижение обходных инструментов, а не чтобы наказывать рядовых пользователей», — говорит эксперт в области информационной безопасности Павел Карасев.
Мнение эксперта
Как отмечает один из авторов, член Совета Федерации Артем Шейкин, ответственность наступит «только при наличии умысла»: то есть когда человек намеренно гуглит экстремистский материал, чтобы его тиражировать или совершить еще какое-либо правонарушение.
Как отметил юрист Владимир Туров, на данный момент закон, вероятно, предполагает выработку в гражданах самоцензуры.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
** Внесена в России в федеральный список экстремистских материалов.
Добавил
Kalman 22 Июля

нет комментариев
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено