Внутри Евросоюза нарастают разногласия из-за Украины. Разбор

Евросоюз не смог принять совместное заявление в поддержку вступления Украины в ЕС. Вместе с тем ЕС не удалось утвердить 18-й пакет антироссийских санкций: против этого выступили Словакия и Венгрия. Какие противоречия не дают европейским странам договориться — в материале «Известий».
Поддержка Украины падает
• Саммит Европейского союзаиз-за сопротивления Венгрии не смог принять итоговое заявление по Украине, в одном из пунктов которого говорилось о поддержке начала переговоров о приеме страны в ЕС. Венгерский премьер Виктор Орбан объяснил, что принятие Киева в объединение невозможно, пока продолжается конфликт. При этом он обвинил ЕС в том, что объединение водит украинцев за нос, обещая то, что не может исполнить.
• В последнее время западные политики всё менее решительны в вопросе долгосрочной поддержки Украины. Прежде всего это связано с усталостью общества и политических элит от затяжного конфликта. На раннем этапе ЕС сплотился вокруг идеи защиты суверенитета Украины и активно поддерживал санкционное давление на Россию. Однако по мере того, как конфликт затягивается, снижается энтузиазм. Политики начинают сталкиваться с растущим давлением внутри своих стран. Население всё чаще выражает недовольство последствиями санкций и объемной финансовой помощи Киеву, а именно ростом цен на энергоносители, инфляцией, миграционным давлением и ощущением нестабильности.
• В результате европейские политики стали указывать на двойные стандарты союза при оценке международных конфликтов. Так, в Германии и Испании отмечают, что конфликт на Украине расценивается как агрессия России. Однако нападение Израиля и США на Иран в Евросоюзе назвали самообороной, хотя в обоих случаях имело место превентивная защита своих интересов.
• Такжев ряде европейских стран набирают силу правые партии и евроскептики. В частности, это касается Германии и Румынии. Они используют тему поддержки Украины как инструмент внутренней политической борьбы. Политики критикуют финансовые вливания в иностранный конфликт, ведь эти средства могли быть направлены на нужды собственных граждан. В Словакии и Венгрии такие позиции стали частью официального внешнеполитического курса.
• Вместе с тем на фоне затянувшегося кризиса вновь начали проявляться традиционные разногласия между странами ЕС с разной степенью зависимости от российских энергоресурсов. Это тожеснижает эффективность принятия решений на общеевропейском уровне и тормозит инициативы по дальнейшему наращиванию поддержки Украины.
• Кроме того, на ослабление внимания к Украине влияет рост других международных вызовов. Усилившаяся конфронтация между США и Китаем, нестабильность на Ближнем Востоке, а также продолжающийся миграционный кризис перетягивают на себя внимание европейских стран. В условиях ограниченных финансовых ресурсов приоритеты начинают смещаться. В результате Украина всё чаще оказывается на периферии политической повестки.
• Наконец, у ЕСнет определенности вокруг стратегии и перспектив Украины. Отсутствие каких-либо сдвигов на фронте в ее пользу, трудности с антикоррупционными реформами порождают у западных стран сомнения в эффективности вложенных ресурсов. Возникает вопрос: насколько оказываемая помощь соответствует перспективам достижения заявленных целей?Отношения с Россией
• Несогласованность позиций европейский стран также наблюдается в отношении России. Подготовленным 18-м пакетом антироссийских санкций ЕС предполагалось ввести ограничения против российского газопровода «Северный поток», банков и военной промышленности РФ. Еврокомиссия также предлагала снизить потолок цен на российскую нефть с $60 до $45 за баррель. Однакопакет не был принят из-за несогласия Словакии и Венгрии, которые заблокировали его.
• Премьер Словакии Роберт Фицо пояснил, что отсутствие поставок российских энергоносителей обернется катастрофой из-за резкого роста цен. Также, если Братислава прекратит закупать российский газ, ей грозит иск от «Газпрома» примерно на €20 млрд, с которым заключено соглашение до 2034 года.
• Будапешт тоже активно развивает энергетическое сотрудничество с Москвой и не хочет его терять. Кроме того, венгерский премьер Виктор Орбан часто апеллирует к национальным интересам и суверенитету в принятии внешнеполитических решений. При этом в целом в Евросоюзе, а не только в Венгрии и Словакии нарастает обеспокоенность возможными экономическими издержками от новых санкций, которые могут ударить по и без того пострадавшему внутреннему рынку стран Центральной Европы.
• Тем не менее у ЕС остаются механизмы воздействия и возможности обхода блока со стороны отдельных членов. Европейская комиссия знала, что если пакет будет выдвинут как стандартная санкция, то он не пройдет, потому что санкция требует единогласного согласования. Однако ЕК может разработать законодательный акт, который будет требовать не единогласия, а квалифицированного большинства.Череда провалов
• Западные страны при согласовании решений всё чаще сталкиваются с трудностями. В частности, в формате НАТО страны по-разному оценивают главные международные угрозы. Так, США направили всё свое внимание на Ближний Восток, а европейские страны больше обеспокоены конфликтом на Украине. Кроме того, Вашингтон во главе с президентом Дональдом Трампом хочет большей справедливости в финансировании альянса (подробнее об этом мы писали здесь). В формате G7 наблюдаются схожие разногласия, что привело к провалу встречи в Канаде (причины мы разбирали тут).
• Европейский союз представляет собой сложную структуру. Каждое государство объединения имеет право вето на ключевые решения в области внешней политики, что требует абсолютного консенсуса по ключевым вопросам. Однако достигнуть его становится сложнее в условиях, когда государства-члены находятся под давлением внутренних политических сил, стремящихся к защите национальных экономик.
При написании материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:
- политолога, директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова;
- политолога, политтехнолога и публициста Наталии Елисеевой;
- политолога Дениса Денисова;
- политолога Алексея Мухина.
