Антикитай: как российские чиновники убивают грузовой автопром страны

отметили
6
человек

Странные меры поддержки отечественного автопроизводителя могут боком выйти

В любой отрасли экономики неизбежны подъемы и спады, и так идет цикл за циклом. Не является исключением и сегмент грузовой техники, самую настоящую рецессию в котором мы сегодня и наблюдаем. Да еще какую! Рынок продаж новой техники просто рухнул, они упали почти вдвое. Глава КамАЗа Сергей Когогин в недавнем интервью на ПМЭФ-2025 назвал это коллапсом и сообщил, что прогноз продаж в 2025 году составляет не более 55 000 грузовиков против 120 000 в прошлом (на самом деле 102 000).

Лизинга, сказал он, тоже больше нет: при таких ставках 85% контрактов стали убыточными. Самому КамАЗу пришлось приостановить ряд проектов, потому что стратегию развития сменила простая тактика выживания. Ну и в конце, как водится, прозвучала привычная мысль о необходимости поддержки со стороны властей.

Особенно в сфере локализации и доступа к капиталу. Был назван и основной конкурент: разумеется, это Китай. Который «заполнил рынок: до повышения утильсбора в Россию массово завозили китайские грузовики. В отдельных сегментах доля таких машин достигает 80 процентов». И Когогин в целом прав.

Когда-то «большая евросемерка» (DAF, IVECO, MAN, Mercedes, Renault, Scania, Volvo) занимала около 70% российского рынка тяжелых грузовиков, а в прошлом году почти такую же долю — 62% — отхватила «большая китайская пятерка» (Sinotruk, Dongfeng, FAW, Shacman, Foton). Наши же битву проигрывают: КамАЗ сократил долю на рынке до 12,9%, МАЗ занимает 5,2%, Урал и вовсе 2,2%. Оставшиеся 17,7% делят тоже, в основном, «поднебесные» марки, просто более мелкие, ведь новый «Валдай» с 1,4% погоды не делает.

Конечно, понятна досада отечественных производителей, которым снова не досталось утешительного приза — роста доли рынка. Причем невзирая на государственные «плюшки» типа уменьшенного утильсбора и отсутствия таможенных платежей. Реакция же на происходящее недальновидна, причем исходит в основном от госорганов.

Она, похоже, определяется классическим «тащить и не пущать», то есть постараться запретить. Чем иным можно объяснить, в частности, столь пристальное внимание контролирующих органов к грузовикам Shacman, о котором порал «АвтоВзгляд» подробно писал?

Как мы и прогнозировали, одной маркой дело не кончилось — после «Шакмана» Росстандарт занялся внеплановой выездной проверкой грузовиков Sitrak. Сразу восемнадцать человек проводят осмотры и опросы, получают письменные объяснения, проверяют документы и проводят экспертизы. Интересно, что же страшного обнаружится в китайских грузовиках на этот раз?

Допустим, план по «расчистке рынка» реализуется: продажи крупных китайских марок приостановлены, того же Shacman, к примеру. Вот только привести это может к весьма неожиданному (и нежеланному) повороту. Ведь компания Shaanxi Auto, производящая грузовики Shacman, принадлежит холдингу Weichai.

А еще бесконечная гамма строительной техники Shandong (по имени головной корпорации). Ему же принадлежит марка автобусов Zhongtong, входящая в ТОП-3 по продажам в России. И тракторы марки Lovol, которые надумали собирать в Чебоксарах — тоже.

Само собой, важнейшие нынче для отечественных грузовых производителей дизели Weichai — продукт основного подразделения холдинга (причем не только грузовые, но и судовые, и стационарные) — так же выпускаются указанной выше структурой. Да и основные китайские производители коробок передач Fast Gear и мостов HanDe — опять-таки собственность Weichai.

А еще Shaanxi выпускает раздаточные коробки, разнообразную гидравлику, цилиндры и поршни, шестерни, свечи зажигания, фары и стекла, и никто не знает, что еще… При этом холдинг этот — государственный, со строгой вертикальной иерархией. И если его руководство сочтет, что партнеры ведут себя недружелюбно, достаточно приостановить поставки в РФ всего перечисленного (уж в крючкотворстве не нам соперничать с китайцами) — и наш грузовой автопром перестанет существовать сразу и вовсе.

Ведь тот же КамАЗ использует как раз коробки передач Fast Gear и мосты HanDe, а у МАЗа и вовсе СП по выпуску дизелей Weichai и коробок передач Fast Gear. Заодно зачахнут и автобусо- троллейбусостроители. Но да, останутся «Урал» и ГАЗ, да и то — не факт). Добавим изюминку: головной владелец Weichai — концерн Shandong — имеет также заметную долю в 45% в конкурирующей (и проверяемой Росстандартом) группе Sinotruk, так что и оттуда может «прилететь».

А уж если суть конфликта дойдет до высшего руководства Китая, и оно поделится ей с нашим, то как бы не пришлось срочно отыгрывать назад, натужно улыбаясь. Потому что, как выясняется, наш грузовой автопром сейчас фактически зависит от одного китайского концерна.

Добавил Kalman Kalman 11 часов 43 минуты назад
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать