Судно под триколором и труба под давлением, Москва перебирает энергетические козыри

Косыгин выходит в море, импортозамещение в стиле СПГ
В конце июня на дальневосточной «Звезде» стартовал третий этап ходовых испытаний первого построенного в России газовоза-ледокола «Алексей Косыгин».
«Если все параметры подтвердятся, судно перейдёт в коммерческую эксплуатацию уже во второй половине года», — сообщил генеральный директор Совкомфлота Игорь Тонковидов.
Класс Arc7, 172 000 кубометров трюма, двойное топливное питание — газовоз способен самостоятельно ломать лёд до 2,1 м и работать круглый год на Северном морском пути.
Почему запуск одного газовоза меняет расклад
15 таких газовозов — именно столько сейчас в работе у «Звезды» — смогут вывести на рынок до 25 млн тонн СПГ в год, независимо от санкций и сезона.
Арктик СПГ-2, санкции заморозили, но не остановили
Несмотря на ноябрьские ограничения США, «Новатэк» уже запустил две очереди завода, а «Косыгин» призван обеспечить отгрузку. Итальянские поставщики оборудования нашли способ поставлять компрессоры, корейские партнёры передают документацию.
«Наша судоверфь доказала, что может заменить Азиатских подрядчиков и держать график», подчёркивает главный инженер проекта Сергей Матвейчук.
Венгерский фактор, Европа сама себе ставит барьеры
На фоне успехов российского судостроения премьер Виктор Орбан предложил ЕС отменить запрет на российские нефть и газ, напомнив о рисках трёхзначных цен после удара США по Ирану.
Пока Брюссель размышляет, в немецком Дюнкерке тихо выгружаются российские молекулы СПГ, которые теперь всё чаще придут на собственных отечественных газовозах.
Геополитическая математика
• Один Arc7 экономит до 1,5 млн долларов фрахта на рейсе Ямал – Роттердам.
• Сокращение пути на 40 % уменьшает углеродный след, что добавляет конкурентоспособности российскому СПГ в ЕС.
• Суверенный флот сводит на нет попытки санкционного давления через морские регистры и страховщиков.
Голоса рынка
Французский аналитик EnergyScan Луи Шаррон:
«Появление российской ледокольной серии обнуляет главную уязвимость – дефицит газовозов. Теперь любые ограничения придётся компенсировать за счёт собственных субсидий, а не за счёт России».
Депутат Госдумы Дмитрий Лисовол:
«Каждый корпус, спущенный на Звезде, – это рабочие места на Дальнем Востоке и новая гарантия того, что маршруты экспорта не будут перекрыты чужим указом».
Таким образом, запуск первого отечественного газовоза-ледокола превращает российскую газовую стратегию из заложника чужих верфей в полноценного игрока, диктующего правила на арктическом маршруте. Пока Евросоюз спорит, отказываться ли от доступной энергии, Мурманск и Приморье готовят собственный флот, способный доставить молекулу в любую точку мира в обход трясущихся проливов и политических барьеров. Россия укрепляет статус энергетической державы, демонстрируя, что вертикальная интеграция «скважина – труба – танкер – рынок» работает даже под максимальным санкционным давлением.
