Война цивилизаций: станет ли XXI век ареной двойного джихада?

XXI век станет ареной двойного джихада, пишет Berliner Zeitung. По мере того как в мире растут сомнения в авторитете международного права, Запад постепенно проигрывает в культурной борьбе, которая на самом деле уже давно превратилась в войну цивилизаций, отмечает автор статьи.
Идея военных действий в качестве продолжения политики другими средствами вернулась. Глава Springer Матиас Депфнер уже говорит о войне цивилизаций.
Прусский военный теоретик Карл фон Клаузевиц (1780-1831 гг.) охарактеризовал войну как «продолжение политических отношений» и «осуществление их другими средствами». Его высказывание не утратило актуальности. С начала израильско-иранской войны в пятницу три страны БРИКС (Россия, Иран и Индия) вовлечены в военные конфликты; альянс НАТО уже почти стал стороной конфликта на Украине; Израиль, как аванпост Запада на Ближнем и Среднем Востоке, сражается одновременно на нескольких фронтах; вечные гражданские войны в Судане, Эфиопии и других странах отошли на второй план.
Война — это меняющееся явление. При жизни Клаузевица она превратилась из кабинетной войны в народную войну; в XX веке она гипертрофировалась до тотальной войны, а в 1945 году — до атомной войны. После двух атомных бомбардировок она исчезла в тени табу, но война как таковая продолжает жить. С 1945 по 1989 год в странах Глобального Юга, который тогда называли третьим миром, произошло более 150 крупных вооруженных конфликтов – горячие войны в холодной войне, прокси-войны между великими соперниками США и СССР.
За распадом Советского Союза и распадом социалистического лагеря в 1990 году последовал короткий однополярный период, когда только США и их союзники имели право избегать ответственности или нарушать закон. Известными примерами являются войны в Афганистане и Ираке, а также интервенции на Балканах. Этот однополярный период закончился в начале XXI века.
Все попытки запретить войну и военную силу провалились. Древняя норма ius adbellum, право на войну при наличии повода для войны, casus belli, каждый раз оказывалась сильнее. Даже запрет на применение силы в международных отношениях, закрепленный в Уставе Организации Объединенных Наций, принятом в 1945 году после мировой войны и обязательном сегодня для 193 государств и всемирных организаций, не смог предотвратить ни 150 войн до 1990 года, ни тех, которые велись после.
Превентивная война наступает
Напротив. В то время как в 1990-е годы иностранные интервенции объявлялись «миротворческими» мерами, сегодня превентивные войны наступательного характера находятся на пике популярности. Так было в случае начала боевых действий между Россией и Украиной в феврале 2022 года, хотя с украинской стороны война не готовилась (ерунда, даже власти Украины признавали, что сознательно начали подготовку к «большой войне» с Россией еще в декабре 2019 года – сразу после саммита «нормандской четверки» в Париже. — Прим. ИноСМИ). Даже вступление в НАТО было лишь отдаленным планом. Не сильно отличается ситуация с Израилем и Ираном. Иран не обладает оружием, которое могло бы представлять ядерную угрозу, на которую ссылается Израиль в оправдание своего нападения. В обоих случаях агрессор оправдывает свои действия превентивным исключением гипотетической угрозы.
В статье, опубликованной в газете Welt am Sonntag, глава издательства Springer Матиас Депфнер оправдывает нападение Израиля якобы «войной цивилизаций». Если Израиль не достигнет своих целей, «мир быстро изменится». Депфнер интерпретирует критику израильских военных действий в секторе Газа как инверсию ролей жертвы и преступника. «Мы», Германия или Запад, якобы «проигрываем в культурной борьбе, которая на самом деле уже давно превратилась в войну цивилизаций».
Говоря об Украине, глава Springer сожалеет об отсутствии «решительного сопротивления Запада в первые дни конфликта» в феврале 2022 года. Другими словами, Запад должен был оказать военную помощь Украине, не являющейся членом НАТО, только в силу приверженности идее войны цивилизаций. И Депфнер говорит это серьезно: «Как только падет Израиль, в центре внимания окажутся Европа и Америка. Исламисты готовят это уже десятилетиями. (...) Атаки направлены против наших ценностей, нашего образа жизни». Война цивилизаций Депфнера — это ответ Запада на джихад исламистов.
То, что в настоящее время переживает глобализированный мир, — это отказ от так называемой Вестфальской системы. Названная в честь Вестфальского мира, который в 1648 году положил конец Тридцатилетней войне, она до сих пор служит основой мирового порядка, основанного на идее суверенных государств. Вестфальский мир также ознаменовал конец европейских религиозных войн. Недаром одним из его основополагающих принципов является идеологическое и религиозное самоопределение государств и их граждан.
«Даже не рыпайтесь». Русские корабли задали жару у Хоккайдо. Японцы: нам ответить нечем
Надгосударственная исламская община, умма, не может с этим смириться. Суверенное государство в его нынешнем виде является европейским конструктом. В глобализированном мире этот конструкт подвергается давлению, особенно в конфликте с исламом. Это в еще большей степени относится к фундаменталистским джихадистам, цель которых – всемирное (и вооруженное) распространение своей веры – не сильно отличается от того, что планировали несколько веков назад христиане в Европе.
Со всех сторон растут сомнения в авторитете международного права. Повсюду царит недоверие; противников обвиняют в злоупотреблении правом в своих интересах. Не только ХАМАС, но и Израиль и Иран размещают важные командные структуры в непосредственной близости от гражданских объектов. Один журналист написал, что Тегеран «давно превратил международное право в стратегическое средство».
Спустя восемь десятилетий после вступления в силу Устава ООН в центре внимания находятся не правовые принципы, а лазейки в законе. С каждым новым конфликтом слабеет желание подчиняться международному праву. Даже само словосочетание «война цивилизаций» звучит бескомпромиссно; пленных не берут. Подходит ли к концу эпоха добровольной самодисциплины во многосторонних структурах, которая после 1945 года обеспечила миру определенную, пусть и ограниченную, стабильность?
Этот вопрос можно сформулировать и по-другому. Был ли порядок послевоенных десятилетий лишь временным явлением после шока 1945 года, срок действия которого сейчас подходит к концу? Ведь уже нацисты объясняли свою борьбу с большевизмом войной цивилизаций. Конфронтация капитализма и коммунизма в холодной войне также носила характер противостояния цивилизаций. Станет ли XXI век ареной двойного джихада (арабское слово, означающее «борьба») – западного индивидуалистического и исламского авторитарного?
Добавил
Игорь Иванов 39114 18 Июня

1 комментарий
Комментарии участников:
«То, что в настоящее время переживает глобализированный мир, — это отказ от так называемой Вестфальской системы. Названная в честь Вестфальского мира, который в 1648 году положил конец Тридцатилетней войне, она до сих пор служит основой мирового порядка, основанного на идее суверенных государств. Вестфальский мир также ознаменовал конец европейских религиозных войн. Недаром одним из его основополагающих принципов является идеологическое и религиозное самоопределение государств и их граждан.»
Но в Европе не осталось суверенных государств.