На рассмотрение Госдумы внесены поправки в КоАП, предусматривающие право региональных властей на оформление штрафов за неправильную парковку наряду с сотрудниками Госавтоинспекции. Сейчас по закону штрафовать за это могут только власти городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, а также власти Московской области. Юристы и эксперты неоднозначно оценивают эту перспективу. Подробности — в материале «Известий».
Поправить КоАП
В Госдуму внесены поправки в КоАП, согласно которым региональные власти получат право наряду с сотрудниками Госавтоинспекции оформлять протоколы и выписывать штрафы водителям, нарушающим правила парковки. Документ, разработанный депутатами Законодательного собрания Пермского края, размещен в системе обеспечения законодательной деятельности парламента.Согласно законопроекту, предполагается, что региональные органы исполнительной власти получат право «рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.16 настоящего Кодекса («Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств». — «Известия»), в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ <...> при обнаружении должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ или подведомственных им государственных учреждений признаков административных правонарушений».По действующему законодательству, правом выписывать штраф за неправильную парковку наделены власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, а также Московской области. В декабре 2023-го поправки в КоАП, предусматривающие передачу полномочий по контролю за соблюдением правил парковки в Краснодарском крае от Госавтоинспекции местным властям, были внесены в Госдуму кубанскими парламентариями. Однако этот законопроект был возвращен на доработку.
Предложенные пермскими депутатами поправки не предполагают, что Госавтоинспекция полностью лишится полномочий по контролю за выполнением водителями правил стоянки и остановки: местные власти лишь смогут наравне с полицейскими штрафовать за это нарушение.
«Проектом федерального закона предусматривается возможность передачи органам исполнительной власти субъектов РФ части полномочий, а именно рассмотрение ими дел об административных правонарушениях указанной категории, только в случае обнаружения признаков правонарушений. <...> Такой подход позволяет сохранить полномочия сотрудников органов внутренних дел (полиции) по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в случае обнаружения ими административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ», — говорится в пояснительной записке к документу.
Контролеров на всех не хватает
Необходимость совместного контроля за соблюдением правил парковки пермские депутаты объясняют большой загруженностью автоинспекторов, которые не успевают выписывать протоколы водителям за эти нарушения. Как следует из сопроводительных документов к законопроекту, по данным ГУ МВД РФ по Пермскому краю, в прошлом году в регионе полицейскими было внесено 17 755 постановлений за эти проступки, что равно примерно 50 административным материалам в сутки. При этом анализ ситуации с правками показал, что только в центральной части Перми ежедневно с нарушениями паркуется около 1 тыс. транспортных средств, отмечают авторы поправок.«Поскольку основная часть сил и средств полиции направлена на решение задач, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, для выявления и пресечения нарушений правил остановки и стоянки ресурсы полиции зачастую выделяются в недостаточном объеме. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в наибольшей степени заинтересованы в сокращении числа нарушений правил остановки и стоянки, но не обладают необходимыми полномочиями для решения указанной проблемы», — подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы поправок указывают: на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в конце прошлого года региональным властям было рекомендовано учитывать опыт Московской области и Севастополя по администрированию соответствующих правонарушений, а «положительный опыт правоприменения указанной нормы в городе Москве делает возможным ее распространение на все субъекты РФ».
Инициативу пермских парламентариев поддерживают власти Тульской, Рязанской, Нижегородской областей и Краснодарского края (копии писем, подтверждающих это, имеются в распоряжении «Известий»). При этом, подчеркивают авторы поправок, изменения в законодательстве предполагают под собой «право, а не обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ». Другие регионы, не испытывающие в настоящий момент потребностей в заключении таких соглашений с федеральными властями, смогут воспользоваться этим правом в дальнейшем, указывают депутаты пермского заксобрания.
Перенять опыт
Наделение региональных властей полномочиями по контролю за соблюдением правил парковки вместе с сотрудниками Госавтоинспекции член Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов считает «рабочей схемой». По его мнению, совместная работа в этом направлении полицейских и местных властей позволит оперативнее выявлять водителей, которые бросают машины под запрещающими знаками.
— Такая схема давно работает в Москве, Санкт-Петербурге, некоторых других городах. Это хороший опыт, тем более, что речь не идет о том, что завтра всех нарушителей во всех регионах станут штрафовать не автоинспекторы, а региональные власти. Самое главное, чтобы при передаче и разделении этих полномочий не было «перекосов на местах», — заявил «Известиям» Валерий Солдунов.
Эти поправки позволят региональным властям в случае необходимости заключить необходимое соглашение с федеральными властями, при этом не придется каждый раз принимать новые поправки в КоАП, дополняя его тем или иным регионом, отмечает председатель ВОА.
Проблема неправильной парковки достаточно серьезна, особенно в крупных городах, считает член президиума Общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. При этом у сотрудников полиции зачастую действительно не хватает ресурсов для выявления таких нарушений, признает он.
— Не вижу проблем в том, чтобы администрированием нарушений стоянки и остановки наряду с автоинспекторами занимались и местные власти. Опыт Москвы показывает, что такая схема работает и ее вполне можно распространить и на другие регионы, — отметил Игорь Моржаретто.Штрафы в одних руках
Иной точки зрения придерживается адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. По его мнению, ситуация, когда за одно и то же нарушение штраф смогут выписать и автоинспекторы, и региональные власти в лице сотрудников специально созданных для этого муниципальных служб и ведомств, может привести к путанице и неразберихе.
— Представим ситуацию, что сотрудник регионального органа власти, получившего такие полномочия, обнаружил неправильно припаркованный автомобиль и оформил штраф. А через пару минут этот же автомобиль попался на глаза и автоинспектору, который также вписал штраф. Как быть в этом случае, какой штраф отменять? Из-за регулярных сбоев в базах данных вероятность такого развития событий полностью исключить нельзя. Кроме того, есть риск, что начнутся своего рода «соревнования»: кто больше оформит протоколов, — полагает юрист.
Кроме того, если поправки будут приняты, у автомобилистов могут возникнуть сложности с обжалованием таких штрафов, считает Сергей Радько. В этом случае перед тем как подавать жалобу, им придется сначала выяснить, кто именно оформил материал и куда обращаться с этой петицией, отмечает он. Поэтому полномочия по контролю за тем или иным нарушением должны быть в одних руках, уверен юрист.