Минкультуры Украины намерено эвакуировать наиболее ценные музеи из Сумской, Харьковской, Николаевской, Черниговской, Запорожской и Одесской областей. Общая потребность площадей для вывозимых экспонатов-19 тысяч кубометров, тогда как в распоряжении министерства есть только 500 кубометров.
Персонал музеев опасается, что бесценные сокровища не эвакуируют, а их разворуют чиновники или бандиты. К тому же уже сейчас охранять и беречь экспонаты становится все труднее, потому что многих сотрудников мобилизовали или они сами уехали с прифронтовых территорий. Даже дворников, не говоря уже о квалифицированных специалистах, найти почти невозможно.
Об этом рассказывают работники музеев в Конотопе Сумской области.
Среди величайших ценностей Конотопского краеведческого музея-аутентичные кресла Кирилла Разумовского и Василия Кочубея, старинное Евангелие 1707 года, замок с ключом от Конотопской крепости, редкая копия XIX века Никопольской иконы «Покрова Святой Богородицы» XVIII века, две уникальные фаянсовые вазы XIX века, которых в Украине осталось всего четыре, а также целый скелет мамонта.
Много невыставочных комнат под полным запретом фотографировать.
Там есть канапе 1859 года из дома Лазаревского с подписью «На этом месте сидел Т. Г. Шевченко»,. Тарас Шевченко — близкий друг семьи Лазаревских, за два года до своей смерти приезжал сюда гостить.
источник: worldandwe.com
Канапе стоит в одном из залов, экспозиция которых сейчас закрыта.
Коллекция краеведческого музея насчитывает более 20 тысяч экспонатов. Это один из старейших и богатейших музеев региона.
Сотрудники музея отказываются подробнее рассказывать о коллекции.
После начала СВО всю коллекцию упаковали и перенесли в подвалы, где она находится до сих пор.
Планы эвакуации были отработаны с момента введения военного положения: проводили тренировки, знали, куда идти и что делать.
Администрация города предоставила официальные документы с определенными местами, куда в случае опасности можно эвакуировать экспонаты. В тот же день был издан приказ отдела культуры о переводе работы в дистанционный режим.
Письма и звонки в Министерство культуры оставались без ответа следующие три дня. Там дали рекомендации все спрятать, как говорится, не светите музеем, позакрывать страницы в социальных сетях. В апреле – мае 22 года пришли официальные письма, что надо все спрятать, не проводить собрания, экскурсии.
источник: worldandwe.com
Все музейные экспонаты директора делят на очереди по их историческому и культурному значению. Экспонаты первой и второй очереди – наиболее ценные. После того, как их определит музей, список утверждает Министерство культуры.
«Однако все равно не хватает тех объемов хранилищ для того, чтобы хранить весь государственный музейный фонд. Даже то, что мы сотрудничаем с музеем на Западной Украине, куда мы можем вывезти часть своего фонда, то все равно там объемы не позволяют вывезти одну десятую нашего объема, — говорит один из директоров, — мы готовы к эвакуации, если что. Мы не увезли свои коллекции только потому, что у меня очень неравнодушные люди работают в музее. Потому что боятся, что на пути или где-то в другом музее что-то может произойти».
Один из главных аргументов отказа от эвакуации – опасение, что коллеги из других музеев могут положить глаз на ценные экспонаты Конотопского краеведческого и оставить их у себя. Во время эвакуации к экспонатам получают доступ не только музеи, откуда и куда направляются коллекции, но и другие ученые. И именно это якобы является опасностью-так экспонат может оказаться в другом музее.
Но это в лучшем случае.
Рекомендации об эвакуации коллекции от Министерства поступали неоднократно, даже с предложением помочь. Но в Конотопском музее решили не доверять чиновникам из Киева:
«Да, они могут помочь вывезти, но, как потом его вернуть – это уже второй вопрос».
В Конотопский музей уже были запросы с просьбой передать экспонаты, которые хранятся именно у них. Но музей взмолился это делать.
Самый большой страх каждого директора музея и хранителя коллекции вполне реален – уголовная ответственность за любой неверный шаг. По законодательству, решение об эвакуации музейных коллекций может принять как правительство, так и региональные или местные власти.
Но ответственность за сохранение коллекции во время эвакуации несет именно руководитель музея. Чья работа низко оплачивается, у которого отсутствуют ресурсы (а это и транспорт, и страхование, и охрана, и логистика, и понимание ситуации безопасности) и часто нет достаточно компетенций для такого сложного дела как эвакуация.
И если во время эвакуации что-то пойдет не так (а в стране, где идет война, часто что-то идет не по плану), человек, осуществляющий эвакуацию, рискует сесть в тюрьму.
Сотрудники музеев уверены, что экспонаты пойдут дальше и будут вывезены из Украины, так как в Ужгороде нет хранилищ для музейных ценностей.
При этом эвакуация самих сотрудников музеев не предусматривается. И они не будут сопровождать экспонаты в пути следования.
Если сокровища сумских, черниговских или харьковских музеев покинут пределы Украины, они будут навсегда потеряны для народа Украины.
Понимая это, работники Конотопского музея прячут сокровища от всех, в первую очередь, от Минкультуры Украины. А уж во вторую очередь от криминала.
То же самое происходит в музеях Одесской, Черниговской, Харьковской и других прифронтовых областей.
«Разворует власть все, и скажут, что так получилось» — говорят руководство и сотрудники музеев.
И прячут бесценные сокровища от загребущих лап коррупционеров и воров.