Молодое правильное кино. Новое поколение режиссёров — на подходе

отметили
9
человек
Молодое правильное кино. Новое поколение режиссёров — на подходе

Любой процесс требует времени. Процесс вызревания новой культуры — не исключение. И пока многие из нас мучились вопросом: «А что же это за непонятные такие поделки показывают нам по телевизору?», в стране возникла новая генерация режиссёров. И хочется верить, что скоро слово будет за ними.

Недавно мне довелось наблюдать работу кинофестиваля «Мост». Он проходил в арт-кластере «Таврида» и включал в себя несколько номинаций. Интересного было много, но больше всего в глаза бросилась именно документальная секция мероприятия. Потому что там «Кино о героях» было вынесено на суд зрителя отдельно. И оказалось, что посмотреть есть чего.

Начать хочется с фильма-победителя. Оцените саму историю: Влад Коровин, парень из Горловки, два года назад приехал на «Тавриду». Там ему сказали, что есть режиссёрская жилка и нужно пробовать. Тогда он приложил усилия, подготовился и поступил во ВГИК. Его фильм «Выбор» — это по факту учебная работа, снятая на кафедре режиссуры телевидения. Но жюри фестиваля «Мост» отметило её специальным призом с формулировкой «За несгибаемую волю».

Можно умничать, конечно, и сыпать эпитетами, но в данном случае хочется быть проще: «Выбор» — это очень качественная работа. Своевременная и смелая. В сюжетную линию вплетены судьбы наших современников, которые поддержали Донбасс в период, когда это ещё не было официальным правилом хорошего тона.

«Некоторые любят говорить: кто, если не я? А у меня всегда в голове была мысль: почему кто-то, а не я?», — отмечает поэт, драматург, литератор Дмитрий Артис. О своём военном опыте он написал книгу «Дневник добровольца». Острота сделанного им выбора в фильме подчёркивается яркой натурной сценой — в аудитории он читает стихи для школьников. О том, как города ДНР и ЛНР засыпают минами «Лепесток».

— Вы говорите сейчас о войне. Вот вы стихи написали о войне. А с какого времени по какое была война эта? — спрашивает его подросток из зала.

— Она сейчас идёт.

— А… Сейчас…?

Мужскому выбору Дмитрия Артиса вторит история Полины Агуреевой, заслуженной артистки России. Она вспоминает: «Как только в 2014 году начался майдан, всё сразу стало очевидным… В шестнадцатом году я очень невинное интервью дала. Озаглавил его автор так: «С каких пор стыдно любить свою Родину?». И на меня посыпался шквал просто возмущения со стороны якобы интеллигенции. Дискуссия была примерно такого уровня — «дура, засиделась в декрете, насмотрелась долбоящика». То есть почему-то действительно любить Родину тогда было стыдно. А для меня это никогда не было стыдно. Никогда».

О ещё более жёстких формах «отмены» в фильме Влада Коровина рассказывает режиссёр Василий Харьковой. Он снял ролик в поддержку СВО «Русские, вперёд», за что «попал в бан» у того, что принято называть «цивилизованным сообществом». Его сюжетная линия не удивляет, увы, но заслуживает пристального внимания: «Как началась история в четырнадцатом году, у меня тогда был прям эмоциональный всплеск. Когда увидел, что происходит на Майдане, я прямо почувствовал ложь, скользкую такую. Вот прямо «ах скоты, что замутили...». Почувствовал трагедию великую, которая скоро может произойти, и увидел, какая она холодная, как сталь… Почему никто из серьёзных продакшенов не снял ролик в поддержку ребят? На уровне качественной рекламы МТС или «Сникерса»? Вот как они умеют круто сделать, как в кино. Почему никто не снимет, чтобы бойцов поддержать? Думаю: ну ладно, сам сделаю. И от меня почти вся медиатусовка отвернулась. Были чаты, которые с 2015 года. Друзья, продюсеры там, сценаристы, актёры — в один момент просто».

Самое интересное, что после этого Харьковой не смутился, а поехал в ДНР и сделал документалку о бригаде «Пятнашка».

В общем, вот уж действительно «Выбор». Мне лично понравилось и то, что автор этого фильма Влад Коровин, понимая все риски, на церемонии закрытия фестиваля высказался без обиняков: «Хочу сказать, что эту награду я посвящаю родному городу, городу воинской славы — Горловке, а также пацанам, которые сейчас на фронте. Спасибо вам!».

В общем, история получилась приятная и более чем достойная. Работу Влада можно посмотреть на его странице в ВК. Думается, что всем, кто не абстрагируется от темы СВО, этот фильм должен показаться как минимум достойным.

Идём дальше. Дело в том, что документальных картин, посвящённых теме поддержки армии и всего, что происходит сегодня на фронтах, на кинофестиваль «Мост» подали несколько. То есть, мы можем говорить о тенденции. О том, что молодёжь, которая хочет высказаться, останавливается именно на этой теме. И делает это осознанно.

Вот Вероника Пенкина, режиссёр из Орловской области, на свои ориентиры указывает прямо: «Считаю, что кинематографисты будут переосмысливать произошедшее так же, как это делали наши предшественники, которые подарили нам культовые картины: «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство» и многие другие».

Её работа, фильм «Родненькие» — о женщинах-волонтёрах, которые вместо гламура и тусовок стали возить грузы на фронт. Тоже очень хорошие, искренние минуты дарит эта документалка. Чувство «погружения в Донбасс» — полное.

Выходец из Севастополя, режиссёр Максим Гончар на фестивале представил очень атмосферную ленту под названием «Самая несоциальная сеть». О том, как жители простых русских сёл плетут маскировочные сети для бойцов на фронте. «Неважно, кто вы, какое у вас образование, кто вы по профессии. Даже одно простое, малое или большое действие приведёт к одной большой победе», — так он формулирует свою солидарность с событиями в зоне проведения специальной военной операции.

В общем, через несколько лет есть надежда увидеть более смелый поток фильмов, снятых людьми из народа и для народа. В которых Родина, Бог, любовь, верность и победа занимают правильные места, где их никто не пытается прикрыть стыдливо и спрятать подальше.

Ведь работ такого формата в «Тавриду» привезли немало. Некоторые — о потерях, без которых на фронте не бывает. Так, Элина Рагимова из Московской области сняла фильм памяти Андрея Назырова, погибшего бойца из Красногорска. Называется он «Позывной «Поэт».

 

А участник из ЛНР, режиссёр Иван Романов, как бы подчёркивая это новое, подрастающее поколение, презентовал короткий метр «Ваня о Родине». Там главный герой, мальчик из Луганска, то размышляет о Боге, то вдруг говорит: «Отчего войны? Наверное, потому, что люди — глупые».

Получается, в общем, что будущее у нас есть. Оно ещё пока ходит в школу и на первые курсы институтов. Скоро это будущее подрастёт и что-то нам всем скажет. Вот и хорошо. Не всё же нам в «ТикТок» залипать. Если короткое видео — то лучше такое.

Добавил Kalman Kalman 29 Мая
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать