BBC: молодые американцы переходят в православие в поисках мужественности

Молодые американцы переходят в православие в поисках мужественности, сообщает BBC. В последнее время число прихожан Русской православной церкви за границей в США быстро растет — в основном за счет перехода верующих из других конфессий, преимущественно мужчин.
«Многие люди спрашивают меня: „Отец Моисей, как мне обрести невероятную мужественность?“
В видео на YouTube священник пропагандирует настоящую, уверенную мужественность.
Узкие джинсы, перекрещивание ног, использование утюга, коррекция бровей и даже употребление супа в пищу — вот некоторые из вещей, которые он высмеивает как слишком женственные.
Есть и другие видео с отцом Моисеем Макферсоном — крепко сложенным отцом пятерых детей, который занимается тяжелой атлетикой под тяжелый металл.
Он вырос в протестантской семье и когда-то работал кровельщиком, но сейчас служит священником в Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) в Джорджтауне, Техас, которая является ответвлением Московской патриархии.
РПЦЗ, глобальная сеть с штаб-квартирой в Нью-Йорке, в последнее время активно расширяется в некоторых частях США — в основном за счет людей, перешедших из других конфессий.
За последние шесть месяцев отец Моисей подготовил 75 новых прихожан к крещению в церкви Божией Матери, расположенной к северу от Остина.
»Когда 20 лет назад мы с женой перешли в православие, мы называли эту религию самым сокровенным секретом, потому что люди просто не знали, что это такое", — говорит он.
«Но за последние полтора года наша община увеличилась в три раза».
Во время воскресной литургии в церкви отца Моисея меня поразило количество мужчин в возрасте от 20 до 30 лет, молящихся и крестящихся в дальнем конце нефа, и то, как эта религия, уходящая корнями в IV век нашей эры, привлекает молодых людей, недовольных жизнью в современной Америке.
Инженер-программист Теодор рассказывает, что у него была работа мечты и жена, которую он обожал, но он чувствовал внутреннюю пустоту, как будто в его сердце была дыра. Он считает, что общество «очень жестко» относится к мужчинам и постоянно говорит им, что они неправы. Теодор жалуется, что мужчин критикуют за то, что они хотят быть кормильцами и содержать своих жен, которые занимаются домашними делами.
«Нам говорят, что в наши дни это очень токсичные отношения, — утверждает Теодор. — Но так быть не должно».
Почти все новообращенные, с которыми я общаюсь, решили обучать своих детей на дому, отчасти потому, что считают, что женщины должны ставить семью выше карьеры.
Отец Джон Уайтфорд, архиерей РПЦЗ из Спринг, к северу от Хьюстона, говорит, что домашнее обучение обеспечивает религиозное воспитание и является «способом защитить детей», избегая при этом разговоров о «трансгендерности, 57 полах или чем-то еще».
По сравнению с миллионами верующих в американских евангелических мегацерквях, число православных христиан ничтожно мало — всего около 1% населения. В их число входят верующие, которые исповедуют православие в том виде, в каком оно практикуется в России, Восточной Европе и Греции, а также восточные православные, исповедующие религию по примеру древневосточных православных церквей в странах Ближнего Востока и Африки.
Основанная священниками и духовенством, бежавшим от революции 1917 года, РПЦЗ многими рассматривается как самая консервативная православная церковь в США. При этом небольшая религиозная община отличается активной позицией, и происходящее в ней отражает более широкие политические сдвиги, особенно после резкого поворота президента Дональда Трампа в сторону Москвы.
Реальный рост количества новообращенных трудно оценить, но данные Pew Research Centre показывают, что среди православных христиан 64% составляют мужчины, по сравнению с 46% в 2007 году.
Меньшее по масштабу исследование, в котором приняли участие 773 новообращенных, подтверждает эту тенденцию. Большинство новых прихожан — мужчины, и многие из них признаются, что пандемия подтолкнула их к поиску новой веры. Этот опрос был проведен Православной Церковью в Америке (ПЦА), основанной русскими монахами на Аляске в конце XVIII века и насчитывающей в настоящее время более 700 приходов, миссий, общин, монастырей и учреждений в США, Канаде и Мексике, которые относятся к русскому православию.
Профессор Скотт Кенворти, который изучает историю и вероучение восточного православия, особенно в современной России, говорит, что его приход ПЦА в Цинциннати «просто переполнен».
Он посещает эту церковь уже 24 года и говорит, что число прихожан оставалось неизменным до введения карантина из-за коронавируса. С тех пор в церковь постоянно приходят новые люди, желающие узнать о православии, и люди, готовящиеся к крещению, так называемые катехумены.
«Это не явление, характерное только для моего прихода или нескольких мест в Техасе, — говорит профессор Кенворти. — Это определенно что-то более масштабное».
Цифровое пространство играет ключевую роль в этой волне новообращенных. Отец Моисей пользуется большой популярностью в интернете: когда он поделился в Instagram* фотографией теста жены на беременность, объявив о рождении шестого ребенка, ему поставили шесть тысяч лайков.
Кроме того, существуют десятки других подкастов и видеоблогов, которые ведут православные священнослужители и их многочисленные последователи, в основном мужчины.
Отец Моисей говорит своим прихожанам, что есть два способа служить Богу: стать монахом или монахиней либо жениться. Те, кто выбирает второй путь, должны избегать контрацепции и заводить как можно больше детей.
«Покажите мне хотя бы одного святого в истории православия, который когда-либо благословлял средства контрацепции», — говорит отец Моисей. Что касается мастурбации — или того, что церковь называет самоудовлетворением, — священник осуждает ее как нечто «жалкое и немужское».
Отец Моисей считает, что православие – это «не что-то мужское, а просто нормальное», в то время как «на Западе все стало очень феминизированным». По его мнению, некоторые протестантские церкви в основном ориентированы на женщин.
«Я не хочу ходить на службы, которые похожи на концерт Тейлор Свифт, — говорит отец Моисей. — Если прислушаться к языку „богослужебной музыки“, то в ней одни эмоции — это не для мужчин».
Элисса Бьелетич Дэвис, бывшая протестантка, которая теперь является прихожанкой Греческой православной церкви в Остине, преподает в воскресной школе и ведет собственный подкаст. Она говорит, что многие новообращенные принадлежат к числу «выступающих против воук-идеологии» и иногда имеют странные представления о своей новой вере, особенно те, кто присоединился к Русской церкви.
«Они видят в ней военную, жесткую, дисциплинированную, мужскую, авторитарную религию, — говорит Элисса. — Это забавно. Как будто старые американские пуритане и их безумие вновь возрождаются».
Бак Джонсон проработал пожарным 25 лет и ведет подкаст Counterflow.
Он говорит, что сначала боялся зайти в местную русскую православную церковь, потому что «выглядит иначе, весь в татуировках», но рассказывает, что его приняли с распростертыми объятиями. Он также был впечатлен тем, что церковь оставалась открытой во время карантина из-за пандемии коронавируса.
Сидя на диване перед двумя огромными телеэкранами в своем доме в Локхарте, он говорит, что новая вера меняет его взгляд на мир.
«Меня беспокоят негативные взгляды американцев на Россию», — говорит Бак. Он рассказывает, что «традиционные» СМИ представляют искаженную картину конфликта на Украине.
«Я думаю, что здесь, в Америке, сохранилось наследие поколения бумеров, пережившего холодную войну, — говорит Бак, — и я не совсем понимаю, почему, но они говорят, что Россия — это плохо».
Глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл упорно поддерживает ведение боевых действий на Украине, называя их «священной войной» и не проявляя сострадания к жертвам. Когда я спрашиваю протоиерея Джона Уайтфорда о высшем духовном лидере России, которого многие считают поджигателем войны, он уверяет меня, что слова Патриарха интерпретированы неверно.
Видеозаписи и фотографии, на которых Путин цитирует отрывки из Библии, держит свечи во время богослужения в московском Храме Христа Спасителя и раздевается до плавок, чтобы окунуться в ледяную воду на Крещение, похоже, задели многих за живое. Некоторые — в Америке и других странах — видят в России последний оплот истинного христианства.
Почти 10 лет назад другой обращенный в православие священник из Техаса, отец Джозеф Глисон, переехал из Америки в Борисоглебск, небольшой город в четырех часах езды к северу от Москвы, вместе с женой и восемью детьми.
«В России нет однополых браков, здесь можно обучать детей на дому, и, конечно, меня привлекает тысячелетняя история православия», — сказал он в интервью российскому телеведущему.
Этот техасец с редкой бородой находится в авангарде движения, призывающего консерваторов переехать в Россию. В августе прошлого года Путин ввел ускоренную процедуру выдачи виз для тех, кто бежит от западного либерализма.
По возвращении в Техас Бак рассказал мне, что он и его единоверцы отказываются от мгновенных удовольствий и американского потребительства.
«Мы думаем о долгосрочных вещах, — говорит Бак, — таких как традиции, любовь к семье, любовь к своему сообществу, любовь к соседям. Я думаю, что православие нам подходит — особенно в Техасе».
*деятельность компании Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
Добавил
Игорь Иванов 39114 28 Мая

нет комментариев
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено