«Нагнетай панику и властвуй»: что правит миром в сегодняшнюю «эпоху постправды». Про перекличку времен Лютера и Путина, истоки русофобии, «правду чувств» и не только

Друг и коллега, руководитель научной редакции ТАСС подарил мне свою отличную книгу об истории лютеранства в России (Андрей Резниченко, «Империя протестантов»). Читая ее, я поймал себя на мысли, что картина Реформации, породившей 500 лет назад протестантизм, явственно напоминает мне наши дни. Рождает ощущение переклички эпох — как в приписываемой Марку Твену известной фразе о том, что история не повторяется, но рифмуется.
Навстречу многополярности
Судите сами. Протестантская Реформация Мартина Лютера, отсчет которой принято вести с его Виттенбергских тезисов 1517 года, была духовным освобождением от глобалистской однополярности тогдашнего католического мира, включая одноязычие церковной латыни. Очищением от скверны чужой продажной «правды», навязываемой ложью, силой и корыстью, включая крестовые походы, торговлю индульгенциями и епископскими митрами. Преодолением мнимой папской «монополии на правду», переходом к духовной многополярности национальных языков и суверенитетов. К своей личной и национальной правде для каждого человека и народа. Кстати, последний тезис, как мне подтвердили, не противоречит церковному канону: конечно, божественная Истина — на всех одна, но земная правда и впрямь у каждого своя.
Политическая и идеологическая «реформация» Владимира Путина, начавшаяся почти ровно пять столетий спустя (скажем, с протестной мюнхенской речи 2007 года), — это освобождение от глобалистской однополярности и одноязычия современного западного мира с доминированием англосаксов. Очищение от засилья чужой продажной «правды», навязываемой ложью, силой и корыстью, включая войны и санкции. Преодоление мнимой «монополии на правду» коллективного Запада, переход к многополярности национальных языков и суверенитетов, к своей суверенной правде для каждого народа.
Неожиданный попутчик
Выступление Лютера в свое время породило неожиданный, по мнению исследователей, даже для него самого бурный всплеск солидарности и поддержки. Так и у Путина теперь появляется все больше попутчиков, в том числе неожиданных, — вплоть до американского националиста, популиста и волюнтариста Дональда Трампа.
Реваншистский призыв действующего президента США «Сделать Америку СНОВА великой!» знаменует собой стремление вернуться к норме, существовавшей, на его взгляд, до диктата глобалистов — космополитов и демократизаторов, чуждых интересам собственного народа. Можно сказать, — к той эпохе, которой был посвящен классический труд Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
Белые англосаксы-протестанты (WASPs), выросшие на этой самой этике, всегда считали себя за океаном солью земли. Но вот теперь, выходит, Америке стало ее не хватать. А как сказано в Библии, «если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?». Забавно и поучительно будет, если восполнить этический дефицит трампистам поможет реформаторский почин Путина.
Добавлю, кстати, что в России, как постоянно подчеркивает президент РФ, в основе всех планов — верность своей истории, национальной самобытности и традиционным ценностям (а чужого — будь то ценности или территории — нам не надо). И на тех же протестантов Россия в свое время ориентировалась по понятным историческим причинам. Как напомнил мне Резниченко, «Петр Первый в своем великом посольстве обращался только к протестантским странам, потому что католики считали Московию своим врагом, а протестанты предоставили зарождающейся российской империи всех необходимых специалистов».
Наконец, нельзя не сказать, что выдвижение на историческую авансцену Трампа — не случайность, а закономерность. И затеянная им «перестройка» — тоже не прихоть или каприз, а осознанная необходимость. Американский ученый российского происхождения Петр Турчин убедительно доказывает это на базе своей теории клиодинамики — математического моделирования исторических процессов. О том, что в США назревал кризис, чреватый революционной ситуацией, он заговорил еще 15 лет назад; с тех пор об этом писали с его слов многие, включая и меня. Теперь же он называет начало второго президентства Трампа «ста днями, которые потрясли мир» (по аналогии со знаменитой книгой Джона Рида о революции 1917 года в России) и ведет в своем блоге «хронику революции» в США.
От печатного станка до искусственного интеллекта
Идем дальше. Реформация Лютера опиралась на революционный переворот в сфере хранения и распространения информации — внедрение книгопечатания. Называя печатный станок «величайшим даром Божиим», Резниченко описывает, как основатель протестантизма стал автором первого западноевропейского бестселлера — Нового Завета на немецком языке, изданного в 1521 году. Он подчеркивает, что ажиотажный спрос на эту книгу двигал идеи Реформации, и приводит в подтверждение фразу самого Лютера: «Мы проповедуем книгами». Напомню, что и в России первой точно датированной печатной книгой стал в 1564 году «Апостол» Ивана Федорова, тоже с новозаветными текстами.
Теперь на наших глазах происходит очередная революционная смена технологического уклада — и опять в сфере информации и массовых коммуникаций. Человеческий разум все чаще дополняется, а нередко и замещается искусственным интеллектом. И вот уже новоизбранный Папа Римский Лев XIV начинает свое служение не только с призыва к миру, но и с предостережения о том, чем ИИ может грозить всей нашей цивилизации.
«Искусство ложной паники»
Изначально казалось, что внедрение современных цифровых технологий поможет всем нам прочно опереться на факты и знания. Но вот поди ж ты: прошло всего ничего — и на Западе окрестили наше время эпохой «постправды».
Экс-президент лондонского Института Гэллапа болгарский социолог Канчо Стойчев в свежей статье для «Валдайского клуба» об упадке современной Европы пишет: «Когда Энциклопедия заменила Библию, мир принял разум. Но как только Энциклопедия стала Википедией, мы скатились обратно в иррациональность — к магии и страхам». Уточняя, что под словом «мы» в этом случае, «к счастью», подразумеваются «только те 6% человечества, которые живут в самой инстаграмной зоне мира» (Instagram принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской), то есть в Евросоюзе.
«Мы позволяем нашим элитам разрушать мир, разрушать капитализм, разрушать демократию, разрушать свободу — разрушать здравый смысл, — продолжает эксперт, обосновывая по пунктам каждый тезис. — По иронии судьбы, именно Трамп, а не Брюссель, пытается восстановить все это».
Брюссель в этом контексте — синоним ЕС, который Стойчев (как он сам признает, «возможно, из чистого упрямства») продолжает считать «самым успешным мирным проектом в истории человечества». То есть автор — совсем не враг Евросоюза; наоборот, он призывает его «спасать». Но при этом начинает свой текст с утверждения, что «ЕС больше не опирается на мир и процветание — он держится на панике», а заканчивает призывом «перестать паниковать и осознать, что паника — всего лишь инструмент, помогающий элитам сохранять власть».
«Уязвимость власти заставила элиты ЕС бояться, — поясняет эксперт. — Испуганные люди паникуют. А паникующие лидеры используют панику, чтобы удерживать власть. Западные элиты овладели искусством ложной паники. Список длинный: оружие массового поражения Саддама [Хусейна в Ираке], „миллениум“ [то есть смена тысячелетий, породившая ожидания тотального „обнуления“ компьютерных данных на стыке 1999 и 2000 годов], озоновая дыра, климатический апокалипсис, „зеленый“ курс, истерия вокруг ядерной энергетики и, конечно, COVID, волшебным образом исчезнувший 24 февраля 2022 года. Теперь на повестке дня Россия. Затем будет „перевооружение Европы“. И всегда — Китай». Фразы про Россию и Китай я бы, конечно, подчеркнул.
Своя правда: от веры к знаниям и чувствам
По-моему, рассуждения лондонского болгарина созвучны тому, с чего я начинал. Для россиян они интересны и актуальны тем, что объясняют искусственную природу русофобии — страха перед РФ и ненависти ко всему русскому. Хотя, по сути своей, современная «реформация» нацелена на защиту прав и интересов всех народов, включая и европейские.
Стойчев пишет о страхе — наверное, самой примитивной, сильной и иррациональной из человеческих эмоций. А эмоции — краеугольный камень того самого «мира постправды», в котором живет сейчас (по собственному определению) Запад. В этом мире принято думать, что если ты «искренне» что-то чувствуешь, то это и есть твоя главная правда, которую можно и нужно ставить выше любой другой.
Исторически, по этой логике, выстраивается примерно такая цепочка: сначала люди видели истину и главный смысл жизни в том, во что они веруют; затем с появлением печатного станка веру как высшую ценность и жизненный ориентир потеснили знания; наконец, в наши дни во главу угла оказалась поставлена «правда чувств».
Люди моего поколения помнят, как в СССР насаждался культ знаний, а наука, по сути, превратилась в светскую религию рационализма и материализма. Как ненужным «пережитком» прошлого провозглашалась не только церковь, но и чуть ли не духовность как таковая. Хотя быстро выяснилось, что без «морального кодекса» не обойтись и «строителям коммунизма».
Между тем и на Западе шло все более глубокое размежевание на «прогрессистов и ретроградов» — либералов и консерваторов. Хотя и те и другие, на мой личный взгляд, живут не столько знаниями и фактами, сколько верой в свои убеждения. А главное различие между ними в том, что консерваторы знают, что просто верят, а либералы верят, будто знают. И с такой веры их, конечно, уже бульдозером не свернуть. Социологические исследования не раз подтверждали, что «знающие» фанатичнее и нетерпимее «верующих».
При всем том подчеркну, что эмоции сами по себе, конечно, важны, их нельзя недооценивать. В опубликованном на днях очерке журнала The Atlantic о «настоящем госсекретаре» Трампа «дипломате-любителе» Стиве Уиткоффе, в частности, отмечено, что роль «посланника по всем вопросам» служит ему своего рода «громоотводом для скорби» по поводу утраты сына Эндрю, скончавшегося в 2011 году в 22-летнем возрасте от передозировки наркотиков. А выдвинуться на эту роль ему позволили чувства тесной дружбы и взаимного доверия, уже 40 лет связывающие его с нынешним президентом США.
Защита от манипуляции
Так или иначе, всегда и всюду люди за свою правду сражались, в том числе и силой оружия. Всегда и всюду ими с ее помощью манипулировали. При Лютере, наверное, никто не стал бы спорить с тем, что манипулировать чувствами несравненно проще, чем знаниями. Теперь, с учетом современных технологий, невероятно упростилось и то и другое.
Что и привело в «эпоху постправды» к последствиям, о которых написал Стойчев: когда алармизм насаждается сознательно, по принципу «нагнетай панику и властвуй», а конкретный повод для фобии не так уж важен. Вспомните хоть тот же упомянутый им коронавирус: даже задним числом нелегко понять, где там была правда, неправда и полуправда.
В общем, вопрос о том, где брать правду в «эпоху постправды», делается все более актуальным. С другой стороны, со времен Лейбница и Вольтера известна и защита от запугивания. Великие просветители утверждали, что «Бог всегда избирает лучшее» и, следовательно, «все к лучшему в этом лучшем из миров». Автор «Кандида» над этим, правда, иронизировал, но если уж ставить во главу угла эмоции и прежде всего стремление к счастью, то можно и спросить себя, как советовал мне один мой американский приятель: «Тебе что важнее: быть правым или быть счастливым?»
Или повторить вслед за нашим Козьмой Прутковым: «Хочешь быть счастливым — будь им!» Причем по своим, а не по чужим лекалам: счастье, как и совесть, заемным не бывает. А Запад пусть сам разбирается со своими фобиями.
История, как известно, — дама капризная, и любые аналогии в ней хромают. Сколь успешной и долговечной окажется нынешняя «реформация», нам с вами неведомо. Но, во всяком случае, есть все основания полагать, что на нашем веку так, как было прежде, уже не будет.
ШИТОВ Андрей
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru.

Статья говно.
Причём тут Лютер и Путин.
Лютер это западное порождение лжи и скверны, продолжение раскола и дробления католицизма на католические секты в результате измены католиков вере, предательству своих православных братьев, замены совести, как связи с Богом католической церковью и, как следствие идеологизации католической веры.
Протестанты, гугеноты, мармоны это всё итог отхождения католицизма от исконных канонов христианства.
Причём здесь Путин и многополярность?
Причём здесь православие и многополярность?
Автор сравнивает коррозию и раскол католицизма и многополярность, как кислое с горячим.
Видимо подводя к мысли, что и в православии должен произойти раскол, а по мнению автора многополярность. А возглавить раскол должен Путин что ли?
Только precedent мог притащить такую гадость в виде новости на этот ресурс.
Вам precedent от меня вечный бан.