О чем говорят первые итоги экзаменов детей мигрантов при их приеме в школу

Председатель Госдумы РФ В. Володин в своем телеграм-канале 14 мая прокомментировал первые итоги обязательного тестирования детей мигрантов на знание русского языка при приеме в школу. Обязательным оно стало в России с 1 апреля этого года. По данным Рособрнадзора, всего было подано 1762 заявления. Большинству заявителей было отказано еще на стадии проверки документов. Основных причин отказа три: неполный пакет документов, отсутствие свободных мест в школах и недостоверные сведения, указанные в документах. Допущены к экзаменам были только 335 чел., или 19% от числа заявителей. 44 из них тесты уже написали, но справились с ними чуть более половины – всего 27 потенциальных учеников (61,4%).
Такие результаты заставляют задуматься как о легальности нахождения в России родителей этих детей, так и об уровне владения самими родителями русским языком.
Помимо обязательного языкового тестирования, закон о запрете принимать в школы детей иностранных граждан без оценки знания ими русского языка предусматривает проверку законности нахождения их родителей в России. Для этого они могут предъявить три вида документов: разрешение на работу или патент на право работы в РФ, разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство. Разрешение на работу необходимо для тех иностранцев, которые прибыли из стран дальнего зарубежья с визовым режимом въезда. А гражданам стран СНГ, с которыми у России существует безвизовый режим, не имеющих РВП или вида на жительство, необходимо предъявить патент. В Средней Азии это требование распространяется на Таджикистан и Узбекистан, которые не входят в ЕАЭС, и не распространяется на Киргизию, гражданам которой достаточно трудового договора с работодателем.
Тестовые задания для проверки уровня владения русским языком, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений, разработаны для поступающих во все классы школы – с первого по одиннадцатый. Тестирование для первого класса включает четыре задания, предназначенные для проверки умения участвовать в диалоге, создавать монологическое высказывание с опорой на задаваемые вопросы, проверки понимания прослушанного текста, а также владения лексикой и грамматикой.
В демонстрационной версии материалов первое из этих заданий включает два вопроса: «Сколько тебе лет?» и «Где ты живешь? Назови свой адрес». Во втором задании дети должны рассмотреть фотографию и ответить на вопросы: кого они на ней видят, что изображенные на фото делают и какое у них настроение. На каждое такое задание детям необходимо дать устный вопрос на русском языке.
Для пятого класса тесты несколько усложняются, хотя особых проблем для владеющих русским языком не представляют. Они включают 13 заданий, которые делятся на устную и письменную части. В устной проверяется умение участвовать в диалоге, создавать монологическое высказывание, читать вслух и отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Так, в первом задании детям задаются три вопроса: «Что ты обычно делаешь после уроков?», «Какие фильмы ты смотришь в свободное время и почему?», «Какие виды спорта тебе нравятся и почему?» В третьем задании надо прочитать текст из 69 слов. В письменной части девять заданий, на выполнение которых отводится 45 минут. Дети должны прослушать текст из 80 слов и письменно ответить на вопросы по нему, вставить в предложении пропущенный глагол, составить предложение из четырех слов и переписать текст, включающий 85 слов. Для успешного прохождения тестового задания необходимо набрать всего 3 балла из 20 возможных.
Первые результаты тестирования говорят, скорее всего, о том, что родители-мигранты либо не сумели правильно оформить документы, либо не смогли подтвердить законность своего пребывания в РФ. В первом случае возникают вопросы об уровне знания ими русского языка (а для получения патента надо сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства), а во втором – о причинах отсутствия легального статуса. Вариант с дефицитом мест в школах главной причиной отказа является вряд ли. В этом случае родителей, скорее всего, направят в другое учебное заведение, где учеников не так много. Если же мигрант работает на территории России нелегально, его пребывание приносит выгоды лишь ему самому и его работодателю. Государство в этом случае никаких налогов и сборов не получает, зато несет большие социальные затраты на обучение и лечение его детей.
Причины, по которым у детей мигрантов возникают проблемы со сдачей тестов, лежат на поверхности. После распада СССР уровень распространения русского языка в азиатских странах СНГ заметно упал, и население стало владеть им гораздо хуже. Причем чем более молодым оно является, тем более низким, как правило, является уровень владения русским языком. Сказался общий кризис системы образования, переход на государственные (национальные) языки и отток русскоязычных преподавателей. Те школы, в которых преподавание еще ведется на русском языке, принять всех детей, которые стремятся учиться в них, не могут. В высшей школе, которая должна готовить педагогические кадры для средней, все более заметной ставиться ориентация на зарубежные образовательные стандарты и английский язык, что также отнюдь не лучшим образом сказывается на преподавании русского.
Положение с распространением русского языка наглядно демонстрирует пример Таджикистана, который занимает второе после Узбекистана место по количеству трудовых мигрантов в России. Причем Душанбе в отличие от Ташкента регулярно проводит переписи населения, позволяющие оценить уровень владения населением русским языком. Правда, как раз данные последней, состоявшейся в 2020 г. переписи по национальному составу населения и владению языками статистическое ведомство Таджикистана почему-то не публикует, хотя все прочие тома уже находятся в свободном доступе. Поэтому ориентироваться приходится на данные предыдущей переписи, состоявшейся в 2010 г. Но поскольку существенных изменений с преподаванием русского языка в Таджикистане с тех по не произошло, можно предположить, что и языковая ситуация осталась в прежних рамках.
По итогам переписи 2010 г. из двух наиболее многочисленных коренных народов Таджикистана – таджиков и узбеков русским языком владеют соответственно 26 и 19,3%. То есть на нем может говорить каждый четвертый-пятый представитель коренного населения республики. Поскольку абсолютное большинство населения республики составляют таджики (84,3%), которые и доминируют среди мигрантов, целесообразно рассматривать именно их. Во владении русским языком довольно заметны гендерные различия: мужчины (34,6%) владеют на порядок лучше, чем женщины (17,2%), что вполне понятно – именно мужчины преобладают среди мигрантов, которым необходимо лучше знать язык принимающей страны. Кроме того, горожане-таджики (39,8%) владеют русским языком заметно лучше сельских жителей (24%), среди которых его знает лишь каждый четвертый. В сельской местности русский знает каждый третий мужчина (35,1%) и каждая восьмая (12,7%) женщина.
При этом три четверти населения Таджикистана проживает в сельской местности, где уровень жизни заметно ниже, и именно из нее направляется в Россию основной поток трудовых мигрантов. Мигранты-мужчины, которые лучше владеют русским языком, большую часть времени дома отсутствуют, а женщины русским языком сами почти не владеют и научить ему своих детей не могут. Школы с русским языком обучения решить эту проблему не в состоянии, поскольку в большинстве своем расположены в городах. В 2022 г. за счет российского бюджета в республике было построено и открыто пять школ, в которых преподавание ведется на русском языке и по российским стандартам. Но все они расположены в городах – Душанбе, Худжанде, Бохтаре, Кулябе и Турсунзаде, где трудовая миграция распространена меньше.
За счет России решить проблему с уровнем владения мигрантами русским языком также не получится. Население РТ быстро растет и к 2025 г. приблизилось к 11 млн чел., а численность школьников на начало прошлого учебного года достигла 2,3 млн. Обучить их всех или хотя бы большую часть русскому языку за счет российского бюджета просто нереально. Поэтому проблемы со сдачей тестов при поступлении в российские школы у детей мигрантов будут возникать и далее.
В этих условиях ни в коем случае нельзя снижать уровень требований к тестовым экзаменам, при том что давление со стороны диаспор и алчных предпринимателей будет явно иметь место.
