В конце холодной войны Советский Союз распался на 14 независимых государств, не считая Россию. Три из них (Эстония, Латвия и Литва) находятся в Прибалтике; три (Белоруссия, Молдова и Украина) расположены к западу от России; три (Армения, Азербайджан и Грузия) находятся в Кавказском регионе, в коридоре, ведущем на Ближний Восток; и пять находятся в Средней Азии, гранича с Афганистаном и Китаем. В 1990-е годы Россия была ослаблена, а ее экономика находилась в переходном периоде, тогда Россию полностью занимали внутренние проблемы. Ее главная задача состояла в том, чтобы справиться с огромным количеством стратегических и военных активов, которые оказались в подвешенном состоянии в других странах, а не в том, чтобы восстановить свое политическое и экономическое влияние. Когда Россия направила миротворцев в Грузию для оказания помощи в урегулировании так называемого замороженного конфликта, она получила мандат ООН на их отправку в Абхазию (но не в Южную Осетию).
Однако вскоре пути развития постсоветских государств начали расходиться. Страны Прибалтики предприняли решительные попытки интегрироваться с Западом и в 2004 году получили членство как в ЕС, так и в НАТО. Однако план Путина по возрождению России как великой державы в значительной степени опирался на консолидацию других бывших советских республик в сфере влияния Москвы. В 2002 году Россия основала Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – региональную организацию, включающую в себя Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Узбекистан присоединился к ней в 2006 году после вывода военной базы США из страны, но в 2012 году он снова вышел из ее состава, когда американо-узбекские отношения потеплели.
В экономической сфере Россия выступала в роли поставщика дешевых энергоносителей и выдвинула ряд региональных инициатив по укреплению экономической интеграции. Она создала Евразийское экономическое сообщество по образцу бывшего Европейского экономического сообщества, а в 2007 году сформировала еще более тесный Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, установив единый таможенный тариф. В 2014 году Армения, Казахстан и Россия сформировали более тесную организацию – Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с наднациональным управляющим органом; Киргизия присоединилась к нему в 2015 году. Когда президент Украины Виктор Янукович под давлением России вышел из программы ЕС «Восточное партнерство» и выразил предпочтение вступлению в ЕАЭС, это спровоцировало протесты на Евромайдане, которые в конечном итоге привели к краху его правительства.
Москва также использовала авторитарные инструменты, чтобы снискать расположение региональных лидеров и восстановить свое влияние, открыто противодействуя пропагандистским усилиям Запада. После того, как в 2012 году Россия ввела в действие так называемый закон об иностранных агентах, по которому неправительственные организации, принимающие деньги из-за рубежа, оказались стигматизированы, Кремль попытался распространить этот антизападный сценарий с НПО на другие постсоветские государства. Было разработано типовое законодательство, ограничивающее протесты и виды деятельности, которые могли бы проводить такие группы. Путин также призвал региональных авторитарных лидеров ограничить влияние международных наблюдателей за выборами и правозащитников, а после свержения Януковича в 2014 году присоединил Крым. Кроме того, Москва использовала экстерриториальный характер Содружества Независимых Государств — объединения, образованного в 1991 году бывшими советскими республиками, — и антитеррористическую конвенцию Шанхайской организации сотрудничества для признания политических диссидентов экстремистами и содействия их экстрадиции. В 2015 году Москва приняла еще более жесткий закон о нежелательных организациях, который полностью поставил вне закона большинство западных НПО — этот закон стал примером для Александра Лукашенко, который закрыл более 1600 НПО после серии антиправительственных протестов. А в январе 2022 года, всего за несколько недель до начала боевых действий на Украине, Путин направил российские войска в Казахстан по мандату ОДКБ, чтобы поддержать правление дружественного президента.
Инвестиции окупаются
Начало боевых действий на Украине в 2022 году показало, насколько тесными остаются связи постсоветских государств с Россией. Это также привело к появлению новых форм взаимодействия. Острая нехватка рабочей силы в России после начала конфликта привела к тому, что она как была, так и осталась основной страной назначения для миллионов работников из Средней Азии. Это происходит несмотря на все попытки правительств среднеазиатских стран и мигрантов диверсифицировать страны назначения. В 2024 году в России работало приблизительно 3,3 миллиона мигрантов из Средней Азии.
Важно отметить, что конфликт на Украине породил новое явление – обратную миграцию. После того, как в марте 2022 года Москва запретила работу большинству западных технологических компаний, сотни тысяч российских ИТ-работников внезапно остались без работы. Согласно официальным российским данным, около 100 000 из них — десять процентов от всех ИТ-работников России – покинули страну в течение того года, направляясь в основном в близлежащие страны, для въезда в которые им не требовались визы: Грузию, Турцию и государства – члены ЕАЭС. Эти переезды быстро преобразили экономику, в которую влились российские технические работники. Например, в течение десяти лет после мирового финансового кризиса 2008 года рост ВВП Армении колебался в пределах от трех до восьми процентов. Но в 2022 году он вырос почти на 13 процентов, почти полностью благодаря 20-процентному расширению сектора информационно-коммуникационных технологий после прихода российских ИТ-специалистов. <…>
Короткие замыкания
Конфликт на Украине также показал, как постсоветские региональные экономические структуры и институты превратились в каналы, которые можно было использовать для обхода западных санкций. ЕАЭС обеспечил правовой механизм, который позволил осуществлять реэкспорт запрещенных товаров с Запада в Россию через постсоветские страны. Как следует из исследования Европейского банка реконструкции и развития, проведенного в 2023 году, официально торговля между Россией и ЕС, Великобританией и США после февраля 2022 года серьезно сократилась, но при этом у них наблюдался резкий рост товарооборота с постсоветскими государствами. Этот рост сопровождался соответствующим увеличением товарооборота между Россией с одной стороны, и Арменией, Казахстаном и Киргизией – с другой, включая 30-процентное увеличение количества товаров, подпадающих под санкции, по сравнению с другими товарами. Например, общий объем товарооборота между Россией и Казахстаном увеличился с 24 миллиардов долларов в 2021 году до 26 миллиардов долларов в 2022 году, а в 2023-м – до 27 миллиардов долларов. <…>
В декабре 2023 года ЕС принял правила, направленные на ограничение реэкспорта товаров двойного назначения, авиационных и военных технологий, а США регулярно добавляли среднеазиатские компании в санкционный список министерства финансов. Но обходные пути в регионе сохраняются. В 2022 году Грузия экспортировала автомобилей на сумму 904 миллиона долларов, что составляло 16,2 процента от всего ее экспорта: он был на 98 процентов больше, чем в 2021 году. Несмотря на то, что правительство Грузии запретило реэкспорт автомобилей в Россию в августе 2023 года, экспорт автомобилей из Грузии продолжал расти, достигнув 1,95 миллиарда долларов в 2023 году и 2,43 миллиарда долларов в 2024 году. В прошлом году на долю автомобилей приходилось 37% всего грузинского экспорта. Основным пунктом назначения была Киргизия, которая стала крупным узлом, через который проходит реэкспорт в Россию. <…>
Постсоветские государства оказались жизненно важными для адаптации экономики России к санкциям. И такое положение дел оказалось взаимовыгодным, поскольку Средняя Азия обеспечила самые высокие темпы роста в регионе Европы и Средней Азии: по прогнозу Всемирного банка темпы роста в Средней Азии увеличатся с 4,3 процентов в 2024 году до пяти процентов в 2025 году.
Противоречивые сигналы
В политическом плане большинство элит постсоветских стран проявляют осторожность и не осуждают действия Москвы, хотя и отстаивают принципы суверенитета, территориальной целостности и международного права. Но отношение к конфликту на Украине остается разнообразным, сложным и определяется насущными внутренними проблемами. В Грузии, например, общественность по-прежнему в целом поддерживает Украину. Однако правительство сблизилось с Москвой и в феврале порвало с Киевом, встав на сторону США и поддержав резолюцию ООН, в которой по инициативе администрации Трампа была значительно смягчена критика в адрес России.
В Армении, по-видимому, происходит обратное: хотя экономические связи с Россией продолжают расширяться, правительство Никола Пашиняна в 2024 году публично заявило, что оно не является союзником России в конфликте на Украине. С тех пор Армения приостановила свое участие в деятельности ОДКБ и вывела российские пограничные войска из ереванского аэропорта.
Опросы в Средней Азии, проведенные исследовательской компанией Central Asian Barometer, показывают, что общественное мнение по вопросу о том, кто больше виноват в конфликте – Россия, Украина или Соединенные Штаты, в Казахстане разделилось примерно пополам; в Киргизии респонденты больше склонны обвинять Украину или США, нежели Россию в развязывании конфликта. В целом среднеазиатская общественность, по-видимому, больше обеспокоена негативным воздействием войны на их экономику, чем риском возникновения новых конфликтов. Показательный факт: почти две трети опрошенных в Киргизии и Казахстане и более половины в Узбекистане читают российские СМИ или смотрят произведенные в России развлекательные программы. <…>
На востоке сосредоточенность России на украинском конфликте привела к тому, что она стала приспосабливаться к растущему экономическому влиянию Китая и его влиянию в сфере безопасности в Средней Азии под общим знаменем борьбы с гегемонией США. Хотя обе страны поддержали уход Вашингтона из Афганистана и рассматривают Среднюю Азию как регион, жизненно важный для их интересов в области безопасности, Китай в настоящее время является крупнейшим торговым партнером региона и продвигает свои собственные двусторонние инициативы в области безопасности. Китай добивается этого путем расширения своего официального присутствия в сфере региональной безопасности, особенно в Таджикистане, развертывания большого числа частных охранных компаний для защиты проекта «Один пояс – один путь» и создания платформы “Механизм Китай – Центральная Азия” – форума для продвижения регионального сотрудничества без участия России. Москва может быть обеспокоена некоторыми из этих тенденций, но она считает, что ей удалось договориться с Китаем в Средней Азии, несмотря на предположения о том, что две державы будут более активно конкурировать за региональное влияние. Москва публично соглашается с этими китайскими инициативами, потому что считает Пекин своим самым важным сторонником в украинском вопросе и стратегическим партнером в борьбе с Западом.
Новые ипостаси
Несмотря на эту уступчивость, влияние России в постсоветских государствах оказалось гораздо более устойчивым, чем ожидали многие западные аналитики. Спустя три года после начала конфликта на Украине стратегия Москвы, похоже, оправдывается. Более мягкая позиция президента США Дональда Трампа в отношении России была одобрена большинством стран в российской сфере влияния, которые не хотят попасть под каток геополитического противостояния между Вашингтоном и Москвой или, если уж на то пошло, Вашингтоном и Пекином.
Западные политики регулярно поддерживали право постсоветских государств на суверенный выбор и продвигали идею изоляции России. К чему они были менее готовы, так это к тому, что Россия на протяжении более чем трех десятилетий создавала личные связи, а также связи в сфере безопасности, правовую архитектуру и цепочки поставок, которые во время кризиса многие постсоветские правительства использовали в своих политических и экономических интересах, проявив значительную самостоятельность. Постсоветский регион не превращается в пространство деколонизации (трудно проводить деколонизацию там, где не было колонизации, – прим. ИноСМИ), скорее, он стал лабораторией для разработки новых форм интеграции и создания региональных связей.
Но западные политики не должны рассматривать эти события как свой однозначный проигрыш. Вместо этого им следует поддержать стремление этих государств развивать значимые партнерские отношения с кем-то кроме Москвы и Пекина, не вынуждая их полностью сближаться с Западом. Это дало бы этим странам как геополитическую страховку, так и время, чтобы справиться с шоковыми волнами, вызванных конфликтом на Украине, и неопределенности, связанной с его разрешением. Признание растущего влияния постсоветских стран – это не уступка Москве, а необходимый шаг к выработке прагматичной политики, поддерживающей самостоятельность государств в регионе и их стратегическую автономию.