Комментарии участников:
Попытка депутатов защитить владельцев платежных терминалов от «притеснений» Центробанка не увенчалась успехом. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, проект закона, позволяющего коммерческим фирмам, установившим в своих павильонах «железных кассиров», и дальше работать по привычному «внебанковскому» методу, решено снять с обсуждения.
Напомним, что в настоящее время владельцы терминалов работают без открытия банковских счетов, по так называемой агентской (субагентской) схеме. Однако 12 июня текущего года Центробанк выпустил указание № 1842-У, которое фактически ставит такую деятельность вне закона (директива вступает в силу 12 ноября). В свою очередь депутаты решили, что подобная новация может спровоцировать платежный кризис, и разработали пакет поправок в закон «О банках и банковской деятельности», легализующий агентскую схему и дающий право «непрофильным» организациям принимать платежи за сотовую связь и ЖКХ по старинке, то есть без заключения договоров с банками. Авторы поправок очень надеялись на принятие этого документа до 12 ноября, однако их ожидания не оправдались.
Федеральное Агентство Финансовой Информации
На сегодняшний день на территории РФ работают более 220 тыс. пунктов приема платежей за услуги электросвязи, из которых порядка 45% обслуживаются индивидуальными предпринимателями. При этом в 6 тыс. поселений существует не более одного пункта приема платежей, и отсутствуют отделения кредитных организаций (банков). По мнению Мининформсвязи, вступление в действие указания приведет к существенному сокращению точек приема платежей от населения за услуги электросвязи в сельских и удаленных районах, значительному увеличению временного периода с момента оплаты абонентом услуг связи до их активации оператором связи, что отрицательно скажется на обеспечении доступа граждан к услугам связи.
Мининформсвязи подготовлен проект изменений в пункт 1 указания, которые помогли бы избежать негативных последствий в сложившейся системе приема платежей за услуги связи от граждан.
Напомним, что поводом для формирования критической позиции Мининформсвязи РФ в отношении указаний ЦБ РФ стали поступающие с сентября 2007г. заявления участников рынка связи, которые считают, что указания ЦБ могут разрушить сеть приема наличных платежей за услуги сотовой связи, в том числе с помощью платежных терминалов.

Госдума отложила рассмотрение законопроекта о праве коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией, осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковские операции в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги в следующих случаях. Соответствующий документ «О внесении изменения в статью 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» внес 29 октября 2007 года председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник.

По-моему заказная статья. В ней пугают неповортливостью банков. Однако в качестве лоббистов выступают салоны связи.Видимо они должны выйграть от введения закона. Но по собственному опыту — платежи через салоны ничуть не медленнее а то и быстрее чем через терминалы. Что то тут не сходится.
Что то тут не сходится.
И я почувствовал игру, но кто с кем и против кого пока не разобрался. Вот только чувствуется, что на кону большие финансовые трафики.
Вот, примерно, состав "игроков": Минфин, Мининформсвязи, Центробанк, Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, Минрегионразвития, сотовые компании.
Кому-то нужно повернуть денежный трафик, а кто-то не желает его выпускать из рук.

большие деньги привлекают внимание больших людей. И когда обороты средств, проходящих через платежные терминалы, стали выражаться семи-восьми-девятизначными цифрами, ими стали интересоваться "в верхах". Все чаще стала всплывать тема "недобросовестных" "терминальщиков", занимающихся продажей "черной наличности", бесконтрольности денежных потоков, проходящих через системы моментальной оплаты, обмане потребителей и т.п. Необходимо было пресечь все эти инсинуации и взять под четкий надзор денежные потоки. В этой связи было принято Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями". Желание "обелить" деятельность "терминальщиков" и взять ее под надзор вполне понятно, вот только не приведет ли это желание к окончанию эпохи терминалов – вопрос спорный.
Появление 1842-У вызвало неоднозначную реакцию у индивидуальных предпринимателей, работающих по агентской схеме. По их мнению, предлагаемая схема работы снизит рентабельность бизнеса и приведет к удорожанию услуг. Владелец терминала вынужден будет снимать под мини-офис большую площадь, нежели под один терминал, обеспечить процесс приема платежей в круглосуточном режиме уже будет невозможно. Очевидно, сократится размер минимального платежа, который в настоящий момент в терминалах составляет 10 руб, в то время как в банках – 100 руб. В конечном счете, как считают в НАУЭТ, пострадает потребитель. Ведь все вышеперечисленные действия приведут к неизбежному сокращению количества терминалов, причем исчезать они будут в первую очередь из глубинок.
Организации, действующие по агентской схеме, не отрицают, что контроль за потоком денежных средств действительно нужен. Но в качестве такого контроля они предлагают не искоренение агентской схемы как таковой, а оборудование терминалов фискальными аппаратами. "Интересам населения в наибольшей степени соответствовало бы изменение законодательства таким образом, чтобы микроплатежи в пользу третьего лица могли бы осуществляться как банками, так и любыми другими организациями," — отмечается в заявлении платежной системы "Киберплат".
Между тем, по мнению председателя комитета НАУЭТ по платежным системам и банковским инструментам Бориса Кима, "законность агентской модели подтверждена ГК РФ и Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ". "Так что претензии к агентам операторов связи беспочвенны", — считает Б.Ким.
Вторит ему и директор ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Руслан Ибрагимов, который отметил, что компания МТС обратила внимание на закон N 140-ФЗ еще год назад. "Мы готовы работать как по агентской схеме, так и по банковской, — заявил он на одном из круглых столов, посвященных тематике. — Компания поддерживает обе схемы, так как они обе легитимны. Станут ли эти две схемы работать вместе, покажет время". Единственный дисбаланс, по мнению Р.Ибрагимова, кроется в том, что банковская схема закреплена на уровне закона, а агентская основана на гражданском законодательстве, в постановлении правительства.
В общем поправки еще не вступили в силу, а уголовные дела уже есть: https://www.news2.ru/story/65782/ :(