„Представитель Беларуськалий »: если Литва прервет транзит, покупатели удобрений тоже подадут претензии

Белорусские экспортеры белорусских удобрений, которые попали в список санкций США, сообщили LRT RADIO, что, если Литва приостановит транзит, Беларусь отреагирует аналогичными мерами — прекратит транзит в Литву. Ирина Савченко, представитель белорусской калийной компании, входящей в госхолдинг «Беларуськалий», заверила, что претензии к Литве будут предъявлять не только белорусское государственное предприятие, но и покупатели удобрений. И назвала транзит через Литву гуманитарным коридором..
– Госпожа Савченко, начнем с санкций США. Как они влияют на сотрудничество белорусского экспортера удобрений с Литовскими железными дорогами“?
– Во-первых, в США нет санкций, которые могли бы напрямую повлиять на наше сотрудничество с Литовскими железными дорогами. Литовские железные дороги получили разъяснения от Бюро по контролю за иностранными активами США (OFAC). Отвечу словами премьер-министра Литвы И. Шимоните: Санкции США, которые применяются в отношении хозяйствующих субъектов США, не имеют прямого воздействия на Литву. И это настоящая правда.То же самое, похоже, подтвердил глава Литовских железных дорог Мантас Бартушка после консультаций с OFAC. Таким образом, санкции США в отношении Беларуськалия не дают Литовским железным дорогам правовой основы для прекращения деятельности — не для перевозки удобрений. Мы получили такое же объяснение, поэтому считаем, что можем продолжать работать спокойно, без каких-либо сбоев..
– Но разве что-нибудь изменится с первого числа апреля следующего года??
– Эта дата — 1 апреля — не имеет значения для транспортировки белорусских калийных удобрений через Литву. И надеемся, что транзитный коридор для белорусских удобрений через Клайпедский порт сохранится и после 1 апреля. И этот контракт будет выполнен. В контракте также поднимается вопрос об ответственности..
Ведь калийные удобрения — это гуманитарный груз, они являются основой продовольственной безопасности и имеют уникальное социальное значение. Особенно сейчас, во время пандемии COVID-19, с растущей угрозой голода, растущим числом голодных людей во всем мире. Это не просто экономика или политика. Жизнь людей также зависит от регулирования поставок удобрений в сельское хозяйство..
Таким образом, транзит в Клайпеду — это, по сути, гуманитарный коридор, позволяющий выжить миллионам людей..
– Как бы отреагировала белорусская калийная компания, если Литва в одностороннем порядке остановит транзит удобрений через страну??
– Надеюсь, что нет необходимости реагировать или предпринимать какие-либо действия. Литва — важный транзитный партнер для Беларуси. Как Беларусь для Литвы. Грузы из России, Украины и Казахстана едут в Литву через нашу страну..
Отношения между Литвой и Беларусью были очень разными, но всегда находили разумное решение самых сложных ситуаций. Надеюсь, что и на этот раз будет найдено решение, подходящее для обеих сторон. У нас просто нет выбора.
Вы знаете, транзит удобрений через Литву глубоко интегрирован в глобальную цепочку поставок удобрений. И приостановка транзита сильно повлияет на наших покупателей..
Литва — это правовое государство, которое имеет международные обязательства перед Организацией Объединенных Наций по морскому праву и Соглашением о тарифах и торговле, где применяется принцип свободного транзита. Кроме того, между Литвой и Беларусью есть двусторонние соглашения..
В случае нарушения Литвой международных соглашений мы воспользуемся всеми средствами правовой защиты и примем меры в суд. Кроме того, мы полагаем, что в суд обратятся большинство наших клиентов и покупателей удобрений, которые останутся без товаров и понесут значительный ущерб из-за действий Литвы. В результате они могут быть вынуждены покупать удобрения по гораздо более высоким ценам. Сумма претензий в этом случае может достигать миллиардов евро..
Но есть еще один момент. В случае невыполнения Литвой своих международных обязательств Беларусь будет вынуждена принять ответные меры — ведь ваша страна тоже является транзитной страной. Обеим странам будет сложно, и больше всего пострадают народы обеих стран. Я даже не хочу думать о таком варианте и таком сценарии действий. Надеюсь, здравый смысл восторжествует.
– Давайте поговорим о покупателях удобрений в США. Как бы отреагировали ваши клиенты, если бы транзит удобрений через Литву был бы остановлен?– Да, на самом деле мы продаем удобрения и американцам. Мы продолжаем работать с американскими компаниями, покупающими калийные удобрения. В ближайшие дни в Клайпеде будет пришвартовано судно, которое доставит наши удобрения в США. У нас есть контракты на поставку с американскими компаниями на первый квартал следующего года. Как бы они отреагировали? Это открытый вопрос. Однако продолжаем работать вместе.
