Стихотворный размер - новые традиции
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории. В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке.
Получалось не очень складно. «Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, На которых смелые не запнутся ноги». А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов, но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.
В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
Сравните: «Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут». М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны», 1747 год.
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму. Виды стихотворных размеров В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры. Размеры различаются устройством стоп.
Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке. По стопам размеры делятся на: двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного); трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных). Виды стихотворных размеров Стихотворные метры
От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения. Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».
Хорей Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U| «То как зверь она завоет, |—U|—U|—U|—U| То заплачет как дитя» |—U|—U|—U|—| А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—| «Люблю грозу в начале мая, |U—|U—|U—|U—U| Когда весенний первый гром...» |U—|U—|U—|U—| Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.
Дактиль Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU| «Тучки небесные, вечные странники: |—UU|—UU|—UU|—UU| Степью лазурною, цепью жемчужною...» |—UU|—UU|—UU|—UU| М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.
Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U| «Россия — священная наша держава, |U—U|U—U|U—U|U—U| Россия — любимая наша страна...» |U—U|U—U|U—U|U—| С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.
Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—| «На Васильевский остров |UU—|UU—U| Я приду умирать». |UU—|UU—| И.А. Бродский, 1962 г.
