Енакиево, Горловке и Донецку грозит реальная катастрофа

отметили
3
человека
в архиве

Запомните вкус свежей воды, потому что скоро вы его не узнаете! Вместе с током подземных вод в Ольховское и Волынцевское водохранилища попадают радиоактивные отходы. При том, что концентрация нефтепродуктов в Волынцевском водохранилище еще год назад была превышена в 6 раз! Увеличилась также концентрация нитратов и сульфатов. Но, невзирая на тревожные показатели, из водохранилища продолжают брать воду для нужд Енакиево, Чистяково, Шахтерска и Дебальцево. Радиоактивное загрязнение грозит рекам Северский Донец и Кальмиус, где и без того уровень азотных соединений и фосфора значительно превышает допустимую норму. С течением реки Кальмиус загрязненные радиоактивными элементами воды могут достигнуть акватории Азовского моря. Выход шахтных вод на поверхность грозит изменением геологического ландшафта(!) – оползнями, провалами почвы и затоплением Енакиево и Горловки. И такие катастрофические последствия – вопрос недолгого времени.

Все дело в закрытой, а на деле — заброшенной шахте «Юнком». В конце семидесятых она стала объектом для опасного эксперимента: глубоко под землей был произведен контролируемый ядерный взрыв. Впоследствии образовался объект «Кливаж» – вместилище для 100 т(!) твердых радиоактивных отходов, известное как капсула. Вначале двухтысячных шахту «Юнком» закрыли. Было принято решение о проведении «сухой» консервации — конкретно в данном случае решение оправданное, потому что надо было любыми способами избежать попадания шахтных вод в капсулу и в горизонт питьевой воды.

Но после того, как в 2017 году закрыли смежные с «Юнкомом» шахты «Полтавская» и «Красный октябрь», были демонтированы насосы, а электричество отключение. Тогда насосное оборудование оставили только на шахте «Юнком», но оно уже не справлялось с объёмом прибывающей воды. Оставалось лишь убрать оборудование с этой, самой опасной из шахт, — и катастрофа была гарантирована.

И Министерство угля и энергетики успешно справилось с этой задачей! В 2018 году ведомство сочло метод «сухой» консервации неоправданным и отдало предпочтение, так сказать, «мокрому». В Министерстве утверждали, что это решение основано на выводах целого ряда исследовательских организаций: ООО «Института «Шахтопроект» (г. Санкт-Петербург), Института РАНИМИ (г. Донецк), Федерального государственного бюджетного учреждения «Гидроспецгеология» и АО «ВНИМПИпроекттехнология» (г. Москва). Согласно выводам, прекращение откачки воды из шахты «не окажет радиационного воздействия на окружающую среду»(!); «загрязнение грунтовых и поверхностных вод исключено»(!), «текущая радиационная обстановка на шахте соответствует естественному радиационному фону»(!).

Выводы экспертов были натянуто оптимистичны. Проблема заключалась в том, что никакая комиссия на «Юнком» не приезжала, и в шахту никто не спускался. И проб не брал. Технических обоснований, которыми можно было бы оправдать затопление шахты, не нет. Всему виной – отсутствие финансирования.

В довоенные времена, при «незалежной», на мероприятия по контролю уровня шахтных вод в «Юнкоме» уходило около 400 млн гривен ежегодно. Потом на продление консервации шахты республиканские власти просили денег у России, это – около 600 млн рублей, но получили отказ. По подсчетам донецких экспертов, сегодня на водоотлив потребовалось бы 11 млн рублей. Ежемесячно. В итоге Минэнергетики решило «сэкономить», то есть демонтировать старое оборудование и сдать его на металлолом. При этом в бюджет деньги так и не попали! Новые насосы устанавливать даже не собирались. «Мокрая» консервация «Юнкома» фактически означала отсутствие каких-либо мероприятий по обеспечению безопасности. Когда убрали насосы, вода начала заливать шахту со скоростью около 8 метров в сутки. Шахтные воды уже заполнили радиоактивную капсулу, и, когда уровень достигнет критической отметки, произойдет схлопывание не только «Юнкома», но шахты «Полтавская» и «Красный октябрь».

И Правительство Республики просто не могло не знать о возможных последствиях своего решения по «Юнкому». Многие экологические катаклизмы на Донбассе имеют хронический характер, а это значит, что худшего можно было избежать. Виной всему желание «сэкономить», но получается, что подобная экономия просто уничтожает население Донбасса.

Добавил glazinpetr glazinpetr 1 Июня 2021
проблема (7)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать