Депутат Госдумы Виктор Пинский встретился с представителями отрасли марикультуры Приморья

отметили
5
человек
в архиве

Отсутствие понятных правил для прохождения государственной экологической экспертизы стало поводом для встречи депутата Госдумы Виктора Пинского с участниками рынка марикультуры Приморья.
Более 20 представителей отраслевых предприятий собрались во Владивостоке на круглый стол с его участием. Пинский взял вопрос в работу.

Освободить пастбищные предприятия марикультуры от государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), а в отношении индустриальных хозяйств упорядочить порядок ее прохождения, минимизировать пакет документов и сделать прозрачными расценки — суть обращения представителей марикультуры региона. Встречу с депутатом инициировали сразу два отраслевых объединения — Ассоциация марикультурных организаций Приморского края и Дальневосточная ассоциация «Аквакультура».

Они обратили внимание депутата на серьезный административный барьер на пути развития российской марикультуры – установленную ст.34 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» обязанность по проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) материалов обоснования хозяйственной деятельности.

Аквакультура в этой статье отдельно не прописана, но попадает под обязательное прохождение экспертизы благодаря расплывчатой формулировке, появившейся в 2013 году — «и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море».

Предприятия марикультуры, которые не только не наносят вред окружающей среде, но помогают восполнять природные запасы водных ресурсов и защищать подводную флору от агрессивного антропогенного воздействия, почему-то рассматриваются Росприроднадзором, как объект потенциального негативного воздействия на окружающую среду, наряду с компаниями нефтегазовой, химической отраслей и другими вредными и опасными производствами. Это в корне неверно, — считает председатель Ассоциации марикультурных организаций Приморского края Вадим Лихачев.

Проблемой прохождения ГЭЭ ассоциации марикультуры региона занимаются уже три года, о чем свидетельствуют тома переписок с различными министерствами и ведомствами. Но многочисленные письменные обращения в адрес Минприроды, Росприроднадзора, Минсельхоза, Росрыболовства, Минвостокразвития по вопросу отмены ГЭЭ или ее смягчения к положительному эффекту пока не привели. Все они, кроме Росприроднадзора, мнения игроков рынка марикультуры разделяют, но проблема остается нерешенной.

Процедура проведения государственной экологической экспертизы непрозрачна, отдельными нормативно-правовыми актами не регулируется, четкого порядка ее проведения, как и утвержденных расценок нет, а основными бенефициарами получения выгоды являются коммерческие компании, а отнюдь не государство. При этом процедура весьма дорогостоящая, — отмечает президент Дальневосточной ассоциации «Аквакультура» Елена Януш.

Действительно, совокупная стоимость экспертизы для одного рыбоводного участка для марикультурных ферм, с учетом явных и скрытых расходов, составляет 1,5- 4 млн руб. Не радуют и сроки действия экспертизы, как правило, ограниченные пятью годами (в очень редких случаях десятью), после чего ее нужно проходить заново.

Это снижает рациональность занятия марикультурой как бизнесом. Тем более, что практически все предприятия отрасли — субъекты малого и среднего бизнеса, и микропредприятий среди них большинство, — продолжает Вадим Лихачев.
Его поддерживают представители отрасли.

Процесс развития марикультуры и так достаточно затратный. Минимальная цена участка размером 1 га — 100 тыс. руб. Для того, чтобы бизнес был рентабельным, требуется не менее 300 га. Ежегодные вложения в материалы, оборудование, закуп молоди — не менее 10 млн руб. И еще не начав осваивать участок, предприятие должно оплатить до 4 млн руб. за экологическую экспертизу. А спустя пять или, в лучшем случае, десять лет, нарастив значительные ресурсы, вновь начать все с нуля, оказавшись заложником ситуации и гадая, разрешат тебе продолжить освоение участка или нет. При том, что наши предприятия не используют химикаты, стимуляторы и прочие вредные вещества, а напротив, очищают воду гидробионтами, — приводят доводы участники круглого стола.

Мы понимаем, что изменения в законодательстве — процесс долгий, но хотелось бы для начала хотя бы упорядочить саму процедуру прохождения ГЭЭ, прописать четкий перечень документов, зафиксировать расценки и увеличить срок действия экспертизы. Иначе складывается нездоровое впечатление о чьей-то заинтересованности в том, чтобы процесс продолжал оставаться невнятным и непрозрачным, — сказал представитель компании «Мариферма» Роман Петухов.

Приморские предприятия отрасли, пожалуй, более всех в России заинтересованы в корректировке 155-ФЗ.

Согласно данным Росрыболовства, в 2020 году производство марикультуры в России составило 51,5 тыс. тонн. Из них 48, 9 тыс. тонн приходится на Дальний Восток, в том числе 48,7 тыс.тонн на Приморье.

Продукция марикультуры сегодня выращивается на 300 рыбоводных участках края. Этим занимаются более ста предприятий региона. Таким образом, на марифермеров ложится дополнительная нагрузка в размере от 0,5 до 1,3 млрд рублей.

Выслушав мнения игроков рынка, Виктор Пинский отметил, что внесение поправок в законодательство — это всегда сложный и протяженный по времени процесс, который требует согласования с большим количеством структур и ведомств и слаженной работы всех заинтересованных сторон.

Но проблемой надо заниматься. Потому что для Приморья море — это приоритет. И все предприятия, которые работают в крае, для нас очень важны. Буду изучать этот вопрос и постараюсь сделать для отрасли края все, что в моих силах, — сказал депутат.

Для того, чтобы еще больше разобраться в проблеме, сразу после круглого стола он отправился в Хасанский район на завод по воспроизводству трепанга «Бионт-К», где осмотрел морские огороды и встретился с трудовым коллективом предприятия.

Добавил trepang-dv trepang-dv 31 Марта 2021
проблема (6)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать