(Архив, 2013 год) Экскурсионная подводная лодка "Нептун", в 2-х частях (много фотографий)
2013-03-22
Сегодня у вам покажу старую экскурсионную подводную лодку, которую я очень давно искал. Первое время я думал, что она находится на территории «Севмаша» или «Звёздочки», но потом заметил через Google maps силуэт, очень похожий на эту лодку. Два дня назад с другом решили съездить, посмотреть, даже не надеясь увидеть её. Каково же было моё удивление, когда мы заехали за какой-то поворот и увидели её.
По сугробам, под лай злых собак за забором мы подобрались к ней. В общем, смотрите фотографии и читайте маленькую историю про эту экскурсионную подводную лодку.
источник: ic.pics.livejournal.com
Мировой опыт создания и эксплуатации подводных аппаратов для экскурсий и прогулок начинается с 80-х годов прошлого века. В теплых морях курсирует несколько десятков ПЛ, рожденных в цехах финской и американо-канадской фирм.
Сверхмалые субмарины стали настоящими исследователями и экскурсоводами морских глубин. Иллюминаторы, дополнительные средства обеспечения безопасности и небольшая глубина погружения дают возможность ощутить себя заправским подводником.
Даже на знаменитом шотландском озере Лох-Несс есть прогулочная подводная лодка, позволяющая совершать увлекательное путешествие под водой.
СССР отличилось в этой области лишь в 1991 году, когда со стапелей ПО «Севмашпредприятие» сошел ЭПА (экскурсионный подводный аппарат) «Нептун» (проект 19730 «Ихтиандр» объединения ЦКБ МТ «Рубин»)
источник: ic.pics.livejournal.com
«Нептун» спроектирован фирмой «Экспортпроект «Нептун», под руководством главного конструктора Ю.Н. Кормилицина и предназначен для проведения подводных туристических экскурсий в предварительно обследованных районах, где глубина акватории не превышает рабочей глубины погружения аппарата.
источник: ic.pics.livejournal.com
За иллюминатором, который за мной, место человека, который управляет лодкой.
Прочный корпус аппарата длиной 23,35 м и шириной 2,8 м имеет цилиндрическую форму, изготовлен из стали толщиной 15 мм и ограничен двумя сферическими переборками. Наружные корпусные конструкции состоят из надстройки, опорной рамы, контейнеров для аварийного и дифферентовочного балласта.
источник: ic.pics.livejournal.com
В надстройке установлены аккумуляторные батареи, гребные колонки движительно-рулевого комплекса (ДРК) и другое оборудование. Четыре цистерны главного балласта, расположенные побортно с клапанами вентиляции, шпигатными трубами и трубопроводами продувания, обеспечивают работу системы погружения и всплытия аппарата.
источник: ic.pics.livejournal.com
Система сжатого воздуха состоит из трех автономных частей и обеспечивает при полном запасе восьмикратное продувание балластных цистерн.
ДРК состоит из десяти гребных колонок, из которых четыре маршевые сдвоенные, обеспечивающие ход «Нептуна», две рулевые, обеспечивающие управление аппаратом по курсу, и четыре вертикальные, предназначенные для управления вертикальными перемещениями субмарины и дифферентом.
источник: ic.pics.livejournal.com
На «Нептуне» имеются системы вентиляции и кондиционирования воздуха, уравнительно-дифферентная, водоснабжения, штурманское оборудование, средства связи, наблюдения и управления, буксирное и швартовное устройства.
В пассажирском салоне экскурсионной подводной лодки установлено 22 обзорных иллюминатора диаметром 640 мм в свету (по 11 иллюминаторов на борт).
Пассажиры размещаются в креслах вдоль бортов аппарата и для каждых двух пассажиров установлен один иллюминатор.
источник: ic.pics.livejournal.com
Для визуального наблюдения пилота за внешней обстановкой в носовой сферической переборке кабины пилота установлен иллюминатор диаметром 640 мм в свету, аналогичный иллюминаторам пассажирского салона.
источник: ic.pics.livejournal.com
Экипаж аппарата состоит из трех человек: капитана-пилота, механика и гида-стюарда, отвечающего за обслуживание пассажиров.
«Нептун» рассчитан на экскурсию при волнении моря до двух баллов, где скорость течения не превышает одного узла и обеспечивает проведение семи экскурсий в сутки продолжительностью по одному часу.
За сутки «Нептун» способен выполнить 6-7 рейсов. Первый рейс субмарина совершила 23.11.1992 года.
источник: ic.pics.livejournal.com
Для эксплуатации «Нептуна» в сентябре 1992 года было создано российско-итальянское совместное предприятие «Нептун».
Учредителями стали «Рубин» и ПО «Севмашпредприятие» (в равных долях), и итальянская фирма Cortina, владеющая туристским комплексом на острове Антигуа в Карибском море.
В начале ноября 1992 года ЭПА, стоимостью 3,5 млн. долларов, был доставлена лихтеровозом на Антигуа. Обслуживался «Нептун» российскими специалистами, подготовленными на ПО «Севмашпредприятии».
источник: ic.pics.livejournal.com
Проработав несколько лет в теплых водах Карибского моря, в 1996 году «Нептун» прибыл в г.Северодвинск для ремонта и модернизации. В результате был поставлена на отстой. Первый блин, как известно, часто получается комом, чего не скажешь об ЭПА «Нептун», но все же ряд недоработок имел место и, как утверждают создатели ПЛ «Садко», был учтен при создании нового корабля.
источник: ic.pics.livejournal.com
Я познакомился с хозяином «Нептуна» и узнал какое будущее будет у этой мини субмарины. Вполне возможно, что в 2014 году её увидят в своём городе москвичи, в качестве музея-кафе. Константин — её хозяин, рассказал, что купил её у «Севмаша» за 2,5 миллиона рублей и в конце весны начнёт её реставрировать. В данный момент Константин получает сертификат исторического наследия.
Подруливающие устройства, вероятно одна из главных проблем подводной лодки. Электродвигатели на них от самых настоящих торпед, как известно у торпед двигатели одноразовые, один пуск и работа до цели.
источник: ic.pics.livejournal.com
Экскурсионная подводная лодка «Нептун». Проект «Ихтиандр». Часть 2
2013-10-09
источник: ic.pics.livejournal.com
Весной заливал в блог фотографии экскурсионной подводной лодки «Нептун», проекта 19730 «Ихтиандр». Так вот, с весны произошли большие изменения.
1 — Ракушечника больше на корпусе нет, его с большим трудом отодрали, отшлифовали. Края иллюминаторов тоже стали более блестящими, а не ржавыми.
2 — Лодку начали красить. Надеюсь покрасят на второй слой. Старый цвет был не яркий, не так бросался в глаза как новый.
3 — Наконец сфотографировал «Нептун» внутри.
Мировой опыт создания и эксплуатации подводных аппаратов для экскурсий и прогулок начинается с 80-х годов прошлого века. В теплых морях курсирует несколько десятков ПЛ, рожденных в цехах финской и американо-канадской фирм.
Сверхмалые субмарины стали настоящими исследователями и экскурсоводами морских глубин. Иллюминаторы, дополнительные средства обеспечения безопасности и небольшая глубина погружения дают возможность ощутить себя заправским подводником. Даже на знаменитом шотландском озере Лох-Несс есть прогулочная подводная лодка, позволяющая совершать увлекательное путешествие под водой.
СССР отличилось в этой области лишь в 1991 году, когда со стапелей ПО «Севмашпредприятие» сошел ЭПА (экскурсионный подводный аппарат) «Нептун» (проект 19730 «Ихтиандр» объединения ЦКБ МТ «Рубин»).
источник: ic.pics.livejournal.com
Такой была подводная лодка во время спуска на воду в 1991 году.
источник: ic.pics.livejournal.com
Через этот люк заходят в «Нептун».
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
Для визуального наблюдения пилота за внешней обстановкой в носовой сферической переборке кабины пилота установлен иллюминатор диаметром 640 мм в свету, аналогичный иллюминаторам пассажирского салона.
источник: ic.pics.livejournal.com
Кабина пилота.
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
Экипаж аппарата состоит из трех человек: капитана-пилота, механика и гида-стюарда, отвечающего за обслуживание пассажиров.
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
Подруливающие устройства, вероятно одна из главных проблем подводной лодки. Электродвигатели на них от самых настоящих торпед, как известно у торпед двигатели одноразовые, один пуск и работа до цели.
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
Вдувная и вытяжная вентиляция.
источник: ic.pics.livejournal.com
Заходим в машинное отделение, там же находится гальюн.
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
источник: ic.pics.livejournal.com
