Влияние TikTok на современное общество

Клиповое мышление и его перспективы
Приложение TikTok увидело мир в 2018 году и с тех пор входит в ТОП-3 самых популярных приложений.
В Америке число пользователей приблизилось к 100 миллионам, а количество российских пользователей за пару лет увеличилось в 7 раз.
Как сообщает «VC», аналитическая платформа App Annie объявила, что к концу 2021 года число скачавших приложение приблизится к миллиарду.
Взрывная популярность соцсети не только создала волну аналогов, но и вновь подняла тему опасности клипового мышления.
Клиповое мышление: что же это за термин?
Как сказал кандидат психологических наук Т. В. Семеновских, клиповое мышление — это процесс отражения множества свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью, антилогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между информацией, отсутствием целостной картины окружающей действительности.
Если говорить простым языком, это фрагментарное восприятие разнообразных фрагментов, мешающее окинуть взглядом общую картину.
В статье «Делает ли Гугл нас глупцами?» известного американского журналиста Николаса Карра, приводится сравнение со «стаккато». Один из опрашиваемых заявил: «Я больше не в состоянии читать интеллектуальные книги, такие как „Война и мир“. Если я вижу длинный пост в Фейсбуке — прохожу мимо. Мой мозг больше не воспринимает большой объем однородной информации.»
Все началось, когда еще в середине 90-х появился термин «клиповая культура». Впервые его описал ученый-футуролог Элвин Тоффлер, отметив характер восприятия информации развитым обществом через короткие и красочный клипы MTV.
С появлением интернета, открытием новых технологий и созданием новых средств общения, каждодневый объем выкладываемой в сеть информации увеличился в разы и даже не думает сбавлять темп. Специалист Big Data Андреас Вайгенд утверждает, что объем данных в соцсетях (фото, видео, влоги, посты и тд) каждые 1,5 года увеличивается в 2 раза. По прогнозам, в течение пяти лет он увеличится в десять раз, а через десятилетие — в 100. Сама же информация вместо информационной цели превратилась в средство рекламы и продажи.
Быстрый темп современной жизни, огромный объем поступающей ежедневно новой информации влияют на работу мозга и его возможности к восприятию. Мозг перестает справляться с большими объемами и предпочитает не напрягаться, а выбирать наиболее простые и сокращенные способы получения новых знаний.
Почему это представляет опасность?
Клиповое мышление мешает человеку разглядеть основную суть информации, он видит только отдельные моменты и не может собрать глобальную картинку. Исчезает возможность строить сложные логические цепочки, а новая информация быстро вымещают старую из головы.
В итоге, человеку проще посмотреть краткий обзор вместо фильма, прочесть краткое содержание вместо книги, посмотреть мемы в инстаграме вместо изучения серьезных статей.
Не преувеличена ли ситуация?
В самом начале зарождения проблемы ученые и философы пытались поднять тревогу и негативно отзывались о тенденции «клипового мышления» за замылевание восприятия и неглубокое информационное погружение.
Но с годами мнения разделились:
— просмотр коротких новостей и роликов развивает многозадочность мышления, позволяет одновременно воспринимать большой объем новой информации за меньшее время;
— такой тип восприятия тренирует работу мозга, позволяет спокойно отвлечься и вернуться к контексту, не теряя нить повествования;
— «клиповое мышления — современный и эволюционный метод восприятия, защищает мозг от перегузки тяжелой информаций и помогает сохранить ясную голову, но также имеет и негативные стороны», — сообщает Антон Немкин, председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи».
Какую цену мы платим?
— снижение качества анализа поступающей информации;
— сложности при концетрации над длинной задачей;
— понижение эффективности при длительном обучении;
— человек становится легко манипулируем и склонен придавать более высокое значение чужому мнению.
Несомненно, невозможно сказать, что современное поколение является более интеллекутально бедным. Многозадочность и возможность быстро переключаться — необходимые качества в наше время.
Несмотря на это, многие представители элитного класса, выбирают для своих отпрысков воспитание с запретом на современные гаджеты. На удивление, среди них много представителей технологической среды, например, Билл Гейтс. Жители Силиконовой долины предпочитают формировать у своих детей «понятийное, а не клиповое мышление».
Как с этим бороться
Постарайтесь начать много читать. Но не просто читать, а анализировать прочитанную информацию и обусждать ее с друзьями, делиться мнениями. Не стоит переживать, если ваши мнения разойдутся, поиск аргументов в споре — отличная тренировка для ума.
Пробуйте переводить тексты вручную, пользуясь бумажными словарями. А при виде непонятного слова лезть в энциклопедию, а не в Гугл.
Используйте критическое мышления. Проверяйте любую информацию, большинство блогеров не являются экспертами. Не подвергайтесь чужому влиянию.
Заключение
Нельзя сказать, является ли клиповое мышление «злом во плоти». Все зависит от конкретного человека, его образа жизни. Главное, чтоб выбранный способ получения и обработки информации был удобен именно вам.
Клиповое мышление — прекрасное качество для рядового сотрудника, который больше является исполнителем и от него в первую очередь требуется скорость, послушание и выполнение большого объема работы. А вот его руководителю понадобится в разы больше внимательности и обдуманности действий, аналитические способности и дальновидный широкий взгляд.
Лень — двигатель прогресса, и нет ничего необычного в стремлении людей к сокращению скорости обработки информации, ее оптимизации.
Как сказал уже упомянутый Антон Немкин: «Вообще-то и до создания интернета люди стремились делать меньше или с большей продуктивностью. И в этом нет ничего странного или неправильного, более того — за этим желанием стоит весь прогресс. Но теперь, как и к другим продуктам прогресса, необходимо к нему адаптироваться. И нам, как первопроходцам, предстоить выстроить новую парадигму восприятия информации в цифровом мире — основанную на самоцензуре, критическом восприятии и здравом смысле. Как бы там ни было, этот процесс уже однозначно необратим».



