«Хомяк» и «Шмель» из Челябинска готовы справиться с разливами нефти
По средиземноморским меркам, февраль в Израиле месяц прохладный. В этом году было +12- +24, на небе часто тучки. Хотя, конечно, не Челябинск с его -34 и швалистыми метелями. Поэтому в любое февральское утро на побережье Средиземного моря можно встретить бегунов, любителей зарядок и утренних прогулок. В этом году они испытали настоящий шок: начиная с 18 февраля, на песчаные пляжи вдоль почти всего израильского побережья волны начали выбрасывать перепачканных нефтью мертвых птиц, морских животных – вплоть до 17-метрового финвала. От тела кита исходил устойчивый запах нефти. 190 километров взморья оказались обезображены сгустками мазута. СМИ назвали это «крупнейшей экологической катастрофой в Израиле». На пляжи по всему побережью вышли тысячи солдат и волонтеров, собирающих мазут вручную.
Участники инициативной группы рынка «Эконет» НТИ уверены, что технология челябинских специалистов помогла бы очистить пострадавшее побережье гораздо быстрее и дешевле.
Старший научный сотрудник ЮУрГАУ Олег Красильников показывает сероватый мешок, напоминающий цилиндрическую подушку:
— Сейчас вес мешка из целлюлозной ваты 1,8 килограмма. Погружаем его в ведро, в которой 14 килограммов масла и засекаем время.
Проходит около получаса. Олег Юрьевич с видимым усилием вытаскивает мешок. Масла в ведре практически не осталось.
– Килограмм ваты абсорбирует от 12 до 16 литров нефти, масла или другой жидкости. При этом стоимость этого абсорбента – всего три рубля! – говорит он. Для сравнения, популярный у нефтяников абсорбент из мха сфагнум стоит около 300 рублей за килограмм, впитывающая способность у него в четыре раза ниже.
Низкая себестоимость обеспечивается за счет дешевого сырья: бумажной макулатуры, картона, гофротары и др. Сырье загружается в измельчитель «Шмель»: в нем ротор разгоняет массу, а металлические зубцы рвут ее на части. Затем она поступает в еще одну дробилку «Хомяк», где идет уже мелкий помол. По словам Красильникова, стоит такой комплект в 10 раз дешевле, чем импортные аналоги для выпуска эковаты.
– Сколько будет стоить доставка вашей ваты до загрязненной территории, например, в тот же Израиль?
– Везти вату нет необходимости, – отвечает Красильников. – Мы привозим на загрязненный участок «Шмель» и «Хомяк» — это небольшие агрегаты, их легко перевезти в легком фургоне. Там загружается сырье – макулатуру можно найти практически везде. Нажимаем на кнопку – и один комплект способен выдавать до 400 кг ваты в час (12 куб м). Пакуем её в сетчатые мешки – и можно собирать нефть.
Собирать нефтепродукты можно не только с грунта, но и с поверхности морской воды. Пропитанная ими вата – это готовое сырье для дорожных строителей. Смешав ее с битумом в пропорции 9:1, получим прочный асфальтобетон. Нити целлюлозы армируют его, и он прослужит гораздо дольше обычного асфальта.
Олег Красильников состоит в инициативной группе рынка НТИ «Эконет». Он не только ученый – возглавляемое им ООО «Биоэнергия и К» продает комплекты для выпуска ваты в Монголию, Узбекистан, Казахстан, Белоруссию и по всей России. Правда, пока не для абсорбента.
Изначально проект разрабатывался для производства кормов. Если вместо макулатуры загрузить зерно, а затем пропустить измельченную массу через экструдер, получится отличный комбикорм с усвояемостью до 80-90% — объясняет он. По его словам, «Хомяк» и «Шмель» в 2008 году были признаны изобретением года на Южном Урале.
– Мы уверены, что применение целлюлозной ваты по челябинской технологии поможет гораздо быстрее решать проблемы с очисткой территории, загрязненной нефтепродуктами. Подобные проекты нужны для рекультивации почв. Что немаловажно, они могут стать основой сервиса, доступного не только промышленным заказчикам, но и частным лицам – фермерам, владельцам приусадебных участков или, например, объектов на побережье, пострадавших от разливов нефти, — отметил координатор инициативной группы «Эконет» Денис Константинов.
По данным Минэнерго РФ, в 2019 году в России произошло свыше 17 тыс. аварий с разливом нефти. Одна авария – каждые полчаса. За 2020 год только во время крупных разливов в мире было потеряно 62,7 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. Общий ущерб от них можно осторожно оценить в 8 млрд долларов. В эту статистику не попали мелкие разливы – если брать только потери с танкеров, на них приходится 80% объема утечек.
