Московская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества

отметили
9
человек
в архиве
Московская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества
10 ноября 2020 года

Лидеры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС в формате видеоконференции 10 ноября 2020 года заявляют о следующем.

Международные отношения проходят через этап глубокой трансформации, укрепления новых политических и экономических центров влияния, формирования миропорядка на принципах многополярности. Этот процесс разворачивается на фоне усиления вызовов и угроз международной безопасности и сложившейся системе межгосударственных отношений, основанной на уважении и соблюдении общепризнанных норм международного права. Серьезные риски для устойчивого развития мировой экономики несут политизация мирохозяйственных связей и отсутствие значимого прогресса в реформировании существующих международных финансовых институтов, а также глобальные политические и социально-экономические последствия пандемии COVID-19.

Государства-члены отмечают, что 2020 год ознаменован 75-летием Победы во Второй мировой войне и 75-й годовщиной создания Организации Объединенных Наций (ООН). Великая Победа над нацизмом, фашизмом и милитаризмом имела фундаментальное значение для дальнейшего хода мировой истории, обеспечения безопасности и стабильности, позволила сформировать устойчивую систему международных отношений, гарантирующую мирное развитие человечества. Принимаемое сегодня Заявление в связи с празднованием великой Победы является яркой и убедительной демонстрацией сплоченности, дружбы и взаимопонимания, символом приверженности сохранению исторической памяти о героическом подвиге народов. Они глубоко чтят ивысоко ценят подвиг народов всех стран, которые сражались на стороне антигитлеровской коалиции и которые ценой огромных человеческих потерь обеспечили великую Победу над нацизмом, фашизмом и милитаризмом.

Государства-члены будут и впредь укреплять ШОС в качестве одной из опор формирующегося более представительного и справедливого миропорядка, основанного на верховенстве международного права, прежде всего, Устава ООН, уважении цивилизационного многообразия и самостоятельного выбора народами пути своего политического и социально-экономического развития, равноправном партнерстве государств в интересах обеспечения равной, совместной, неделимой, комплексной и устойчивой безопасности, поступательного роста и процветания на пространстве ШОС и реализации в этих целях Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Они намерены углублять политический диалог, взаимодействие и координацию, продвигать контакты и сотрудничество по линии законодательных и исполнительных органов власти, поощрять обмен опытом в области государственного управления и развития.

Государства-члены подтверждают свою твердую поддержку усилиям ООН как универсальной многосторонней организации, которая играет центральную и координирующую роль в поддержании международного мира и безопасности, стимулировании глобального развития, продвижении и защите прав человека.

Государства-члены выступают за формирование многополярного мироустройства, основанного на общепризнанных принципах международного права, многосторонности, равной и неделимой безопасности, отказа от конфронтации и конфликтов, укрепление глобальной и региональной безопасности и стабильности. Принимая во внимание мнения государств-членов, они подтвердили актуальность инициатив продвигать взаимодействие в строительстве международных отношений нового типа в духе взаимного уважения, справедливости, равенства и взаимовыгодного сотрудничества, а также формирования общего видения идеи создания сообщества единой судьбы человечества.

ШОС – влиятельный и ответственный участник современной системы международных отношений, который будет и дальше наращивать свой вклад в обеспечение мира и безопасности, урегулирование международных и региональных конфликтов исключительно политико-дипломатическими средствами, исходя из принципов равноправия, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государств, отказа от применения силы или угрозы ее применения. Государства-члены, руководствуясь принципами взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию, целями и задачами Хартии ШОС, Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Стратегии развития ШОС до 2025 года, Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества намерены и далее развивать сотрудничество в сферах политики и безопасности, торговли, экономики, финансов и инвестиций, культурных и гуманитарных связей.

Обеспечение безопасности

Государства-члены отмечают, что транснациональные вызовы и угрозы безопасности, прежде всего терроризм, сепаратизм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность и киберпреступность продолжают нарастать, усиливается взаимосвязанность между ними. Они, подтверждая центральную и координирующую роль ООН, выступают за осуществление скоординированных действий для купирования этих рисков на основе соблюдения международного права и уважения национального законодательства каждого государства.

В этом контексте государства-члены приветствуютпринятие на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма.

Государства-члены подтверждают общую позицию о безальтернативности урегулирования кризиса в Сирии путем диалога на основе обеспечения суверенитета, независимости, единства и территориальной целостностигосударства. Они выступают за продвижение инклюзивного процесса политического урегулирования под руководством сирийцев и самими сирийцами в целях поиска решений, отвечающих интересам САР и международного сообщества, прежде всего прекращения действий террористических сил на территории этой страны. Подчеркивается важность активизации международных усилий по оказанию помощи Сирии в деле постконфликтного восстановления страны, содействия в возвращении беженцев и внутренне перемещенных лиц в места исконного проживания.

Государства-члены в контексте реализации Программы сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019–2021 годы продолжат совместные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов перемещения лиц для участия в террористической деятельности, в том числе перемещения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности.

Государства-члены выступают за последовательное углубление контртеррористического сотрудничества между ШОС и ООН, в том числе при реализации проектов технического содействия государствам-членам ШОС по их запросу со стороны профильных подразделений ООН. Они приветствуют подписание меморандумов о взаимопонимании между Региональной антитеррористической структурой (РАТС) ШОС и Управлением ООН по контртерроризму, а также Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. Стороны призывают к скорейшему принятию на основе консенсуса всеобъемлющей Конвенции по борьбе с международным терроризмом.

Государства-члены подчеркивают особую роль РАТС ШОС, практическая деятельность которой направлена на противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму на шосовском пространстве.

Государства-члены высоко оценивают итоги первого и второго этапов специальной пограничной операции «Солидарность – 2019–2021», совместного антитеррористического учения компетентных органов «Сары-Арка-Антитеррор – 2019» и совместного антитеррористического учения компетентных органов государств-членов ШОС по выявлению и пресечению использования сети Интернет в террористических и сепаратистских целях «Сямынь – 2019». Они отмечают значение регулярного проведения совместных военных антитеррористических командно-штабных учений «Мирная миссия».

Государства-члены приветствуют усилия Республики Таджикистан по продвижению взаимодействия по борьбе с терроризмом и его финансированием в Центрально-Азиатском регионе путем регулярного проведения международной конференции высокого уровня в г. Душанбе («Душанбинский процесс»).

Государства-члены подчеркивают необходимость активизации общих усилий по предотвращению и пресечению распространения террористической, сепаратистской и экстремистской идеологии. Они убеждены, что продвижение экстремистских, сепаратистских и террористических идей, любая информационная поддержка, пропаганда и оправдание терроризма создают условия для распространения радикальных настроений и вербовки сторонников в ряды террористических организаций.

Государства-члены отмечают гуманитарную направленность осуществляемых операций по возвращению собственных граждан из зон вооруженных конфликтов, большинство из которых женщины и дети. Они придают особое значение мерам по социальной реабилитации и реинтеграции граждан, ставших жертвами терроризма. Однако данные меры не должны исключать или подменять уголовного преследования лиц, причастность которых к террористической деятельности установлена судом в соответствии с национальным законодательством.

Государства-члены считают важным выполнение резолюций Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН по противодействию терроризму и экстремизму, а также Глобальной контртеррористической стратегии ООН, учитывая при этом национальный опыт и специфику государств. В этой связиони особо акцентируют значение Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, которая вступила в силу в 2019 году.

Государства-члены подчеркивают важность наращивания совместных усилий международного сообщества по противодействию попыткам вовлечения молодежи в деятельность террористических, сепаратистских и экстремистских группировок и в этой связи продолжат последовательное выполнение Совместного обращения глав государств-членов ШОС к молодежи и Программы действий по реализации его положений (г. Циндао, 10 июня 2018 года), уделяя особое внимание недопущению распространения религиозной нетерпимости, ксенофобии и расовой дискриминации.

Государства-члены подчеркивают значение выработки передовой практики по противодействию распространению незаконного контента в сети Интернет и единых стандартов на основе норм международного права и при признании за государствами и их компетентными органами ведущей роли в сфере противодействия распространению экстремистского, сепаратистского и террористического контента в сети Интернет, а также использованию информационно-коммуникационных технологий в террористических целях.

Государства-члены выражают озабоченность в связи с мировой проблемой наркотиков, в том числе незаконным производством, торговлей и злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами, включая опиаты и другие виды наркотиков. Они также выражают готовность к координации усилий на профильных международных площадках при обсуждении конкретных направлений борьбы с глобальной наркоугрозой.

Государства-члены исходят из того, что незаконное культивирование, производство и распространение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в частности с территории Афганистана, представляют серьезную угрозу международной и региональной безопасности и стабильности. Особую тревогу вызывает взаимосвязанность наркопреступности и терроризма, включая использование доходов от незаконного оборота наркотиков для финансирования террористической деятельности.

Государства-члены заявляют о своем твердом намерении содействовать сохранению и укреплению действующей международной системы контроля над наркотиками, базирующейся на Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и выражают готовность совместно противодействовать пропаганде наркопотребления и попыткам узаконить применение наркотиков в немедицинских целях.

Государства-члены выступают в пользу наращивания сотрудничества с другими заинтересованными государствами, региональными, международными организациями и структурами в целях подготовки консолидированного ответа на глобальную и региональную наркотическую угрозу на основе принципа общей и совместной ответственности государств. Они подтверждают приверженность эффективной реализации Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2018–2023 годы, Программы действий по ее реализации, а также Концепции ШОС по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

Подчеркивая важность трех международных конвенций о контроле над наркотиками и других соответствующих правовых документов, они считают необходимым принятие мер по формированию эффективно работающей системы совместной борьбы с наркоугрозой, установлению надежного заслона культивированию, производству, изготовлению и незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по противодействию распространению наркомании, в том числе путем проработки проекта Концепции создания Антинаркотического центра ШОС в г. Душанбе.

Государства-члены выступают за конструктивный диалог и продолжение практики проведения совместных мероприятий между ШОС и Управлением ООН по наркотикам и преступности. Они будут координировать позиции в рамках Комиссии ООН по наркотическим средствам и других многосторонних профильных международных форумов.

Государства-члены намерены совместно противодействовать попыткам узаконить применение наркотиков в немедицинских целях, исходя из неприемлемости легализации наркотиков, которая рассматривается в качестве грубого нарушения трех профильных универсальных конвенций.

Государства-члены настроены на укрепление взаимовыгодного сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков с заинтересованными государствами и международными организациями. Они отмечают необходимость проработки Меморандума о взаимопонимании между Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и Секретариатом ШОС в интересах поддержания взаимодействия, обмена опытом и наилучшими практиками.

Государства-члены дали позитивную оценку совместному мероприятию высокого уровня «ООН и ШОС в борьбе с угрозой незаконного оборота наркотиков: противодействие распространению наркотиков через Даркнет», состоявшемуся 2 марта 2020 года в Вене «на полях» 63-й сессии Комиссии по наркотическим средствам, а также подтвердили приверженность инициативе «Парижский пакт».

Государства-члены отмечают итоги очередной антинаркотической операции «Паутина» 23–27 мая 2020 года, организованной Российской Федерацией, и намерены продолжать практику ее проведения в дальнейшем.

Государства-члены планируют уделить особое внимание подрыву финансовых основ наркобизнеса, в том числе с учетом его взаимосвязанности с другими формами организованной преступности и террористической деятельностью.

Государства-члены рассматривают борьбу с организованной преступностью и экономическими преступлениями в рамках ШОС в качестве одной из важнейших задач. Они считают, что разработка дополнительных механизмов международного сотрудничества в этой области должна стать адекватной мерой по наращиванию и модернизации потенциала для эффективного совместного использования открывающихся возможностей и противодействию новым вызовам и угрозам.

Государства-члены отметили инициативу Кыргызской Республики о созданиимеханизма совещания по борьбе с экономическими преступлениями.

Государства-члены отмечают, что коррупция во всех ее проявлениях является угрозой национальной и региональной безопасности, приводит к снижению эффективности государственного управления, негативно влияет на международный авторитет и инвестиционную привлекательность государств, сдерживает их поступательное социально-экономическое развитие. Они выступают за дальнейшее укрепление международного сотрудничества в сфере антикоррупционной деятельности, повышение авторитета ООН и ее роли в глобальной антикоррупционной борьбе и поддержку соответствующей Конвенции ООН.

Государства-члены твердо выступают за сохранение и укрепление существующих норм и механизмов поддержания глобальной стабильности и контроля над вооружениями, выражают обеспокоенность односторонними действиями, подрывающими эти механизмы, и сожаление в связи с прекращением действия Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года.

Государства-члены продолжат взаимодействовать в вопросах разоружения, контроля и нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружениями, мирного использования атомной энергии, политико-дипломатического реагирования на глобальные и региональные вызовы режимам нераспространения.

Государства-члены вновь обращают внимание на то, что одностороннее и ничем не ограниченное наращивание отдельными странами или группами государств систем глобальной противоракетной обороны оказывает негативное воздействие на международную безопасность и стабильность. Они считают недопустимыми попытки обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других государств.

Государства-члены выступают за сохранение космического пространства свободным от оружия любого вида и констатируют важное значение неукоснительного соблюдения действующего правового режима, предусматривающего исключительно мирное использование космоса. Они подчеркивают необходимость заключения международного юридически обязывающего документа, который обеспечивал бы укрепление транспарентности и предоставлял бы надежные гарантии предотвращения гонки вооружений и неразмещения первыми оружия в космическом пространстве, и приветствуют работу Группы правительственных экспертов ООН для рассмотрения и представления рекомендаций относительно субстантивных элементов такого документа.

Государства-члены особо отмечают значимость Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) как одной из опор архитектуры глобальной безопасности.Они подчеркивают необходимость строгого соблюдения КБТО, в том числе путем принятия Протокола к Конвенции, предусматривающего эффективный механизм проверки. Онивыступают против создания любых механизмов, дублирующих функции КБТО, в том числе в части, касающейся компетенции Совета Безопасности ООН.

В ответ на угрозы химического и биологического терроризма они подтверждают необходимость запуска многосторонних переговоров по международной конвенции о борьбе с актами химического и биологического терроризма на Конференции по разоружению.

Государства-члены призывают к соблюдению в полном объеме Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) в качестве эффективного инструмента в сфере разоружения и нераспространения. Они подчеркивают важность скорейшего уничтожения всех заявленных запасов химического оружия.

Государства-члены вновь заявляют о поддержке Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и выступают за принятие согласованных решений с тем, чтобы преодолеть разногласия в рамках Организации, обеспечить ее целостность и эффективную работу в соответствии с Конвенцией.

Государства-члены считают важной устойчивую реализацию Совместного всеобъемлющего Плана действий по иранской ядерной программе и в соответствии с Резолюцией 2231 СБ ООН призывают всех участников к неукоснительному исполнению всех своих обязательств для всесторонней и результативной реализации документа.

Государства-члены, являющиеся участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, выступают за неукоснительное соблюдение положений Договора, всестороннее сбалансированное продвижение всех зафиксированных в нем целей и принципов, укрепление глобального режима нераспространения ядерного оружия, продолжение процесса ядерного разоружения, а также содействие равноправному взаимовыгодному сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях.

Государства-члены считают, что скорейшее вступление в силу Протокола о гарантиях безопасности к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии для всех подписавших его государств внесет значительный вклад в обеспечение региональной безопасности и укрепление режима ядерного нераспространения.

Государства-члены подчеркивают, что современные информационно-коммуникационные технологии создают новые преимущества и возможности для развития всего человечества. Они выступают против дискриминационных мер под любыми предлогами, которые препятствуют развитию цифровой экономики и коммуникационных технологий.Они считают необходимой разработку под эгидой ООН универсальных правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве с тем, чтобы способствовать развитию цифровой экономики и коммуникационных технологий, а также препятствовать использованию этих технологий в целях, несовместимых с задачами поддержания международного мира, безопасности и стабильности. Государства-члены подтверждают намерение активно взаимодействовать в данной области и координировать свои усилия на международных площадках, в том числе в целях обеспечения информационной безопасности на пространстве ШОС. Согласованные позиции Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Исламской Республики Пакистан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан в отношении дальнейшей работы на этом направлении зафиксированы в Заявлении Совета глав государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.

Государства-члены считают, что разработка Плана взаимодействия государств-членов ШОС по вопросам обеспечения международной информационной безопасности будет способствовать дальнейшему укреплению взаимодействия в данной сфере.

Государства-члены считают, что одним из важнейших факторов сохранения и укрепления безопасности и стабильности на пространстве ШОС является скорейшее урегулирование ситуации в Афганистане. Они поддерживают усилия правительства и народа Исламской Республики Афганистан, направленные на восстановление мира, экономическое развитие страны, противостояние терроризму, экстремизму и наркопреступности. Государства-члены подчеркивают безальтернативность урегулирования конфликта в Афганистане путем политического диалога и осуществления инклюзивного мирного процесса самими афганцами и под руководством самих афганцев, призывают к наращиванию сотрудничества всех заинтересованных государств и международных организаций при центральной координирующей роли ООН в целях стабилизации и развития этой страны. В данном контексте важное значение придается дальнейшему взаимодействию в различных многосторонних форматах, включая Контактную группу «ШОС-Афганистан», Московский формат консультаций и другие.

Государства-члены приветствуют сопредседательство Республики Таджикистан в Стамбульском процессе – Сердце Азии в 2020 году, направленного на расширение регионального сотрудничества по Афганистану, а также планируемое проведение девятой министерской конференции Стамбульского процесса в г. Душанбе.

Государства-члены отмечают, что динамично развивающиеся мировые процессы ставят новые задачи перед странами региона по выработке общих мер укрепления доверия и развития сотрудничества. В этой связи они подтверждают необходимость дальнейшего расширения отношений между ШОС и СВМДА.

Государства-члены приветствовали итоги XV заседания Форума ШОС (29 сентября 2020 года, в формате видеоконференции), а также придают важное значение дальнейшему развитию деятельности Форума ШОС как общественного консультационно-экспертного механизма.

Межпарламентские связи

Государства-члены считают важным придать новый импульс связям по линии законодательных органов, наладить обмен опытом в области государственного управления и развития.

Взаимодействие в судебной сфере

Государства-члены высоко оценивают итоги совещаний председателей верховных судов государств-членов ШОС (г. Сочи, 17–19 июня 2019 года, г. Нур-Султан, 30 октября 2020 года). Они считают, что данный механизм зарекомендовал себя в качестве надежной платформы для плодотворного сотрудничества в интересах совершенствования совместной деятельности в области защиты прав и свобод человека, укрепления справедливости, законности и правопорядка, которая служит сближению подходов в работе судов государств-членов ШОС, поиску решений для общих вызовов, стоящих перед судебными системами региона, улучшению эффективности межсудебного взаимодействия, созданию условий для углубления судебных реформ. Убеждены также, что эффективное сотрудничество между верховными судами государств-членов ШОС способствует сохранению и расширению взаимного доверия, добрососедства и дружбы, укреплению взаимовыгодного сотрудничества.

Торгово-экономическое сотрудничество

Государства-члены подчеркивают важность дальнейшего совершенствования архитектуры глобального экономического управления и будут последовательно отстаивать и укреплять открытую, транспарентную, справедливую, инклюзивную и недискриминационную многостороннюю торговую систему, основанную на принципах и правилах Всемирной торговой организации (ВТО), содействовать развитию открытой мировой экономики, выступать против односторонних протекционистских действий, которые подрывают систему многосторонней торговли и угрожают мировой экономике.

Государства-члены считают, что ВТО является ключевой площадкой для обсуждения повестки дня международной торговли и принятия правил многосторонней торговой системы. В целях повышения устойчивости ВТО к текущим и будущим вызовам государства-члены подчеркивают необходимость скорейшего проведения инклюзивной реформы организации с упором на вопросы ее развития и адаптации к современным экономическим реалиям, а также эффективной реализации функций мониторинга, переговоров и разрешения споров. Они, подчеркивая необходимость соблюдения принятых в рамках ВТО обязательств, будут координировать подходы по вопросам многосторонних торговых правил на министерских конференциях по линии ВТО.

Государства-члены считают приоритетной задачей повышение благосостояния и уровня жизни населения. В этой связи они отметили инициативу Исламской Республики Пакистан о создании специальной рабочей группы по борьбе с бедностью.

Государства-члены выступают задальнейшее укрепление сотрудничества в области торговли, производства, транспорта, энергетики, финансов, инвестиций, сельского хозяйства, таможни, телекоммуникаций, информационных технологий, инноваций и других представляющих взаимный интерес сферах в целях открытого, инклюзивного, инновационного, зеленого и устойчивого развития.

Государства-члены выступают за содействие созданию благоприятных условий для развития торговли и инвестиций, необходимых для постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий, как это предусмотрено Хартией ШОС. Они высказались за дальнейшую проработку подходов к решению задачи упрощения процедур торговли в регионе в соответствии с Совместным заявлением глав государств-членов ШОС по упрощению процедур торговли от 10 июня 2018 года.

Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, подтверждая поддержку инициативы Китая «Один пояс, один путь» (ОПОП), отмечают текущую работу по совместному осуществлению этого проекта, в том числе усилия по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и ОПОП.

Государства-члены считают важным использовать потенциалы стран региона, международных организаций и многосторонних объединений в интересах формирования в Евразии пространства широкого, открытого, взаимовыгодного и равноправного взаимодействия в соответствии с нормами международного права, прежде всего принципами равноправия, взаимного уважения и учета национальных интересов. В этой связи они отметили инициативу Российской Федерации о создании Большого Евразийского партнерства с участием стран Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а также других заинтересованных государств и многосторонних объединений.

Государства-члены подчеркивают важность последовательного выполнения Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества и Плана действий по ее реализации. Они отмечают, что в ШОС наработан значительный экономический и инвестиционный потенциал, который вносит вклад в улучшение торгово-экономического сотрудничества. Расширение и углубление взаимодействия в финансовой, инвестиционной, промышленной, транспортной, энергетической, сельскохозяйственной и других областях, в том числе путем разработки и реализации совместных программ и проектов, отвечает интересам устойчивого социально-экономического развития в шосовском регионе.

Государства-члены считают необходимым углублять взаимовыгодное сотрудничество и обмен опытом в области цифровой экономики, поддерживать развитие цифровых технологий на основе принципов честной конкуренции.Согласованные в этой связи подходы отражены в принятом Заявлении Совета глав государств-членов ШОС о сотрудничестве в области цифровой экономики.

Государства-члены ШОС отмечают инициативу Китайской Народной Республики по укреплению сотрудничества в сфере высоких технологий и внедрения в производство технологических достижений и считают необходимым проработать данное предложение по линии профильных министерств и ведомств государств-членов ШОС.

Они выступают за реализацию Концепции сотрудничества государств-членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий (г. Бишкек, 14 июня 2019 года), в том числе путем выработки и принятия соответствующего Плана действий, а также дальнейшее развитие диалога в рамках Специальной рабочей группы по современным информационным и телекоммуникационным технологиям.

Государства-члены отмечают инициативу Республики Узбекистан о создании механизма Совещанияруководителей ведомств, ответственных за развитие информационных технологий.

Государства-члены высказались за расширение практики применения национальных валют и увеличение их доли во взаиморасчетах между заинтересованными государствами-членами ШОС. Они отметили итоги Круглого стола с участием представителей министерств финансов и центральных банков (24 сентября 2020 года, в формате видеоконференции), в том числе обсуждения проекта «Дорожной карты» по постепенному переходу к взаимным расчетам в национальных валютах. Признано целесообразным продолжить проработку мер по решению данного вопроса, включая создание специальной экспертной группы.

Государства-члены высказались за продолжение консультаций по вопросам создания Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС.

Государства-члены отмечают инициативыо налаживании сотрудничества в сфере стратегического территориально-пространственного планирования, включая обмен опытом и выработку общих подходов в сфере развития удаленных, в том числе малонаселенных, и сельских территорий, формирования городской среды, в том числе с использованием цифровых технологий. Они считают важными практические шаги в этой сфере на основе Концепции сотрудничества по развитию удаленных и сельских территорий в цифровую эпоху, а также подготовку соответствующего плана действий по ее реализации в соответствии с целями и принципами Хартии и других нормативно-правовых документов ШОС.

Государства-члены акцентируют значение взаимодействия между научно-исследовательскими и аналитическими центрами по экономическим вопросам в целях изучения и комплексного анализа факторов, влияющих на экономическое сотрудничество в рамках ШОС, с учетом глобальных и региональных процессов. Они приветствуют учреждение Консорциума экономических аналитических центров ШОС и итоги его первого заседания в Индии.

Государства-члены осознают, что нехватка доступа к источнику безопасной питьевой воды, базовым услугам санитарии и здоровой гигиене являются серьезными проблемами современности, отмечают необходимость уделять большое внимание устойчивому развитию и интегрированному управлению водными ресурсами.

Государства-члены подтверждают поддержку усилиям Республики Таджикистан в рамках реализации инициативы Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития, 2018–2028», направленной на содействие реализации Целей устойчивого развития и других задач, связанных с водой. В этой связи они отмечают проводимую работу по подготовке Второй международной конференции высокого уровня по данной теме в г. Душанбе.

Государства-члены будут и далее укреплять сотрудничество между регионами, уделяя внимание реализации Программы развития межрегионального сотрудничества. Они приветствовали итоги первого заседания Форума глав регионов государств-членов ШОС (29 октября 2020 года, в формате видеоконференции), а также инициативу Китайской Народной Республики о создании демонстрационной зоны регионального торгово-экономического сотрудничества Китай-ШОС в г. Циндао.

Государства-члены поддерживают раскрытие потенциала Делового совета и Межбанковского объединения ШОС, совместные инициативы деловых кругов по активизации сотрудничества в целях реализации проектов в области финансов, высоких технологий, транспортно-коммуникационной инфраструктуры, энергетики и инвестиций на шосовском пространстве.

В этом контексте они отметили инициативы российской стороны о разработке и принятии Межбанковским объединением ШОС Дорожной карты по преодолению последствий пандемии COVID-19 для экономик государств-членов ШОС, а также Совместных подходов к вопросу использования национальных валют во взаимных расчетах между заинтересованными государствами-членами ШОС.

Государства-члены подчеркивают важность дальнейшего углубления сотрудничества в транспортной сфере, включая создание новых и модернизацию действующих международных маршрутов для автомобильного и железнодорожного транспорта, мультимодальных транспортных коридоров и логистических центров, торговли и туризма, внедрение цифровых, инновационных и энергосберегающих технологий, оптимизацию трансграничных процедур в соответствии с лучшими международными практиками и реализацию других совместных инфраструктурных проектов, обеспечивающих эффективное использование транзитного потенциала государств-членов ШОС. Они отмечают необходимость скорейшего согласования проекта Рамочного соглашения между правительствами государств-членов ШОС о формировании системы интегрированного управления транспортными перевозками.

Особое внимание государствами-членами будет уделено реализации проектов, обеспечивающих расширение транспортно-коммуникационных возможностей региона, в том числе с привлечением потенциала наблюдателей и партнеров ШОС по диалогу, а также международных организаций. В этой связи отмечено проведение Секретариатом ШОС и Европейской экономической комиссией

Добавил waplaw waplaw 10 Ноября 2020
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать