Дешевая нефть убила торговлю Беларуси с Украиной и Европой

Для импортеров нефти дешевое сырье обычно благо, так как позволяет снизить расходы. Однако Беларусь — это особый случай: она получает часть нефтяной ренты России. Поэтому конфликт с РФ и обвал нефти привел к негативным последствиям.
Торговля Беларуси со странами Евросоюза, Великобританией и Украиной является первой производной от импорта нефти из России. Если импорт растет, то как правило увеличивается и экспорт нефтепродуктов Нафтана и Мозырского НПЗ.
До 2020 года данная схема работала почти безотказно. Белорусские НПЗ получали из России беспошлинную нефть, перерабатывали ее в нефтепродукты и продавали за пределы Евразийского союза.
При высоких ценах на нефть была велика разница между нефтью с пошлиной и без нее. Еще в декабре 2019 года экспортная пошлина достигала 90,5 USD за тонну. Это значит, что НПЗ Беларуси получали нефть из РФ гораздо дешевле, чем все другие страны за пределами ЕАЭС.
На разнице в ценах на сырье держалась доходность белорусской нефтепереработки. Такой механизм покупок делал нефтепродукты из Беларуси привлекательными на рынках соседних стран. Свою выгоду получал и бюджет, так как пошлины при экспорте нефтепродуктов поступали в РБ, а не в РФ.
В 2020 году нефть стала дешеветь сначала постепенно, а затем обвально (на фоне эпидемии коронавируса). Стоимость сырья для Мозырского НПЗ и Нафтана резко сократилась, но затем быстро упали и цены на нефтепродукты.
В 1 квартале нефтяные доходы Беларуси снизились из-за недопоставок российской нефти. Вместо 4,506 млн тонн нефти из РФ страна импортировала 1,557 млн тонн. Объем импорта сырья упал с 1,657 млрд USD до 417,7 млн USD. В итоге экспорт нефтепродуктов за 3 месяца сократился с 1,436 млрд USD до 527,8 млн USD.
За январь—март доходы бюджета в виде пошлин на экспорт нефти обнулились (в 2019 году было 36 млн USD). Это произошло из-за прекращения вывоза белорусской нефти в Германию на НПЗ под контролем Роснефти. Все сырье власти направили на переработку внутри Беларуси.
Экспортные пошлины на нефтепродукты обвалились в 9 раз — до 17,2 млн USD. В целом потери бюджета на нефти и нефтепродуктах по сравнению с 2019 годом составили около 175 млн USD.
В апреле НПЗ работали под полной загрузкой (2 млн тонн), но средняя цена нефти Urals за этот месяц составила всего 18,22 USD за баррель против 71,54 USD годом ранее
В мае вслед за ценами на нефть рухнул размер пошлин. Если пошлина на нефть в апреле была равна 52 USD за тонну, то в мае она превратилась в 6,8 USD. Аналогичным образом упали и пошлины на нефтепродукты.
Это практически уничтожило «ренту» Беларуси на разнице цен между беспошлинной нефтью и нефтью с пошлиной. Налоговый маневр РФ для белорусского бюджета и НПЗ завершился досрочно.
Смерть «нефтяного офшора» хорошо заметно по динамике экспорта в Украину, страны ЕС и Великобританию. За 4 месяца просадка поставок в Великобританию достигла 674 млн USD, в Германию — 260 млн USD, в Украину — 236 млн USD, в Нидерланды — 138 млн USD, в Польшу — 104 млн USD.
