Из "Смешариков" в GoGoRiki: экспортные истории современной анимации

Российские мультипликационные персонажи за последние несколько лет перешли из разряда национальных героев в разряд международных. Ветеран отечественного мультипликационного движения Чебурашка — один из самых популярных принтов на брелоках и футболках японских детей. А Маша и Медведь из одноименного мультсериала студии «Анимаккорд» в рамках международной акции All in the Family («Когда все дома») участвовали в роликах, которые в дни карантина транслировались на 26 телеканалах по всему миру — от Италии до Мексики. Так студия поддерживала семьи в дни карантина и борьбы с коронавирусной инфекцией.
Российские аниматоры не только вернули себе внимание российского зрителя, но и научились работать с иностранными контрагентами. Теперь они рисуют мультики, заранее зная, в каких странах их покажут детям. На экспорт мультипликации направлена и часть государственной поддержки в рамках профильного нацпроекта: студиям помогают в сопровождении сделок, выделяют субсидии на адаптацию продукции.
«Маша и Медведь», студия «Анимаккорд»
Московская студия «Анимаккорд» выпускает мультсериал «Маша и Медведь» уже больше десяти лет. За это время проект стал одним из самых любимых у детей не только в России, но и по всему миру.
Релиз мультсериала состоялся в январе 2009 года в рамках передачи «Спокойной ночи, малыши!». Мультфильм рассказывает о маленькой озорной девочке Маше, познающей мир вокруг себя, и о ее добром и заботливом друге Медведе, который выручает Машу в любых неприятностях. Постепенно сериал начал выходить на зарубежные рынки. В итоге за десять лет мультфильм перевели на 39 языков, его показывают более чем в 150 странах ведущие глобальные медиакомпании, такие как ВГТРК, CCTV, ByteDance, Netflix, Google, NBCUniversal, Rai, France TV, SBT, Televisa.
На испанском, португальском, английском и русском YouTube-каналах у сериала 10-миллионная аудитория, а один из его эпизодов в 2019 году вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый просматриваемый мультфильм в мире на YouTube, собрав более 4,2 млрд просмотров. Общее же количество просмотров мультсериала превышает 70 млрд. Примечательно и то, что он был включен в 2015 году в список «250 телешоу, которым суждено стать классикой», составленный американским журналом Animation Magazine.
«Смешарики», группа компаний «Рики»
Проект «Смешарики» родом из Санкт-Петербурга, он был создан в 2003 году в рамках программы «Мир без насилия». Смешарики — это десять круглых персонажей, обладающих уникальными характерами и живущих в уютной ромашковой долине.
В студии говорят, что при создании мультика решили отойти от традиционной фабулы, основанной на противостоянии «хороших» и «плохих» героев. Здесь все коллизии сюжета рождаются из взаимодействия персонажей, их искреннего и любознательного отношения к жизни и друг к другу. В итоге за простыми и понятными детям историями скрываются взрослые смыслы, что позволяет смотреть мультсериал всей семье.
Первый сезон «Смешариков» прорабатывали полтора года, но и после выхода этих серий работа над образами не была закончена. За 17 лет персонажи сильно изменились, а какие-то действующие лица и вовсе покинули мультфильм.
Первые экспортные шаги проект сделал в 2005 году — тогда он стал обладателем Гран-при China International Cartoon and Digital Art Festival. В 2008 году 99 серий мультфильма адаптировали для показа на американском телеканале The CW под названием GoGoRiki.
Сегодня герои сериала говорят на 13 языках в 70 странах. За плечами студии более 600 серий «Смешариков», и съемки продолжаются — новый сезон мультсериала вышел на экраны в мае 2020 года.
«Оранжевая корова», «Союзмультфильм»
«Оранжевая корова» — совсем молодой проект легендарной мультипликационной студии. Этот комедийный семейный сериал — микс из веселых и поучительных историй из жизни дружной семьи коров с двумя маленькими детьми, братом и сестрой Бо и Зо.
«Проект рассказывает о детстве, каким оно должно быть: веселом, полном приключений и открытий. Персонажи мультсериала живут в человеческом мире, свободном от гаджетов: тут соседи запросто могут зайти за солью, а дети — забежать домой к друзьям, чтобы позвать их на прогулку», — рассказывают создатели мультфильма.
Сериал призван помочь детям на примере мультперсонажей справляться с проблемами, которые могут случиться в их отношениях с родителями и друзьями, он учит сопереживанию, толерантности, любви и нежности к близким и родным, говорит о важности семейных ценностей и традиций. Он помогает детям справляться с переживаниями и учиться общению со старшими и ровесниками, а родителям — выстраивать доверительный диалог с малышами.
Премьера сериала состоялась 31 декабря 2018 года, и на сегодня вышли в свет 28 эпизодов мультфильма. Проект только готовится к выходу на международный рынок, но имеет большие перспективы: в производстве второго сезона участвует французский соинвестор, продюсер и дистрибьютор Cyber Group. По завершении работы «Оранжевую корову» будут транслировать на европейском рынке. На российском телевидении в 2019 году мультфильм вошел в пятерку лидеров и занял второе место, по данным Mediascope.
«Фиксики», группа компаний «Рики»
«Фиксики» — еще один проект питерской группы анимационных компаний. Его персонажи немного моложе смешариков — первые серии увидели свет в 2005 году. Режиссер анимационного кино Александр Татарский, а также продюсер и композитор Георгий Васильев, создавая фабулу, изначально ориентировались на международный рынок.
«Это повлияло на выбор ключевой темы: фиксики — маленькие человечки, которые ремонтируют технику, а техника сегодня — то, что объединяет жителей разных стран», — рассказывают в компании.
Эта идея нашла отражение в названии мультсериала. Оригинальное название проекта The Fixies основано на игре английских слов pixie (маленькое сказочное существо) и to fix (чинить). Торговый знак The Fixies и логотип в виде ручки с тремя оттопыренными пальцами был зарегистрирован в международных агентствах по интеллектуальным правам в 2006 году, когда еще никто даже не представлял, как будут выглядеть персонажи мультфильма.
В 2020 году за плечами создателей проекта уже два полнометражных фильма о фиксиках и более 160 эпизодов. Права на его телепоказы проданы в 100 стран. В Китае сегодня число просмотров на онлайн-платформах превысило 12 млрд, англоязычный YouTube-канал «Фиксиков» вошел в топ-3 крупного североамериканского контент-провайдера WildBrain, а электронная платформа Discovery Education включила сериал в список учебных ресурсов для тысяч англоязычных школ в разных странах.
«Проект „Фиксики“ отличается сплавом интересных сюжетов с мощным образовательным эффектом. Такой подход в мировой анимации встречается нечасто. С одной стороны, эта особенность затрудняла путь на мировой рынок, но в итоге именно принцип edutainment (обучение через развлечение) стал для „Фиксиков“ пропуском к детской аудитории в разных уголках мира», — убеждены в «Рики».
«Лунтик и его друзья», студия «Мельница»
Анимационная студия «Мельница» известна не только своими мультсериалами, но и полнометражными лентами, в частности «богатырской серией», которая началась с мультфильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Тем не менее маленьким зрителям особенно полюбился анимационный сериал «Лунтик и его друзья», который студия снимает с 2006 года.
Изначально мультфильм создавался по заказу телеканала «Россия 1» для передачи «Спокойной ночи, малыши!». Главный герой мультфильма Лунтик — маленькое пушистое существо, родившееся на Луне, но оказавшееся на Земле. Сериал призван преподавать детям мини-уроки, учить их различать добро и зло, помогать узнавать мир. Мультфильм экспортировался в страны Восточной Европы и Ближнего Востока, а в январе 2020 года состоялась его премьера на крупнейшем государственном детском канале Китая — CCTV Kids.
В конце апреля у студии появился новый заказчик: «Мельница» объявила о заключении контракта с голливудской компанией Kenn Viselman Presents. Последняя с 1 мая взяла на себя управление телевизионными, диджитал- и лицензионными правами анимационного сериала на территории США, Канады и стран Латинской Америки. Специально для этого стороны локализовали 108 эпизодов сериала.
Продюсер и основатель Kenn Viselman Presents Кенн Визельмен назвал сериал настоящим феноменом, а героя Лунтика — позитивным персонажем, который «шлет миру лучи добра».
«Это именно то, в чем сейчас нуждаются наши дети. Я уверен, что приключения Лунтика очень полюбятся американским зрителям», — говорил он.
Читайте также:
Мультсериал «Маша и Медведь» вошел в топ-5 самых востребованных детских шоу в мире
Снять историю, понятную всем: художник «Холодного сердца» о новом кино и анимации в России
«Союзмультфильм» передаст китайской компании право на прокат 83 мультфильмов
