Бизнес на заробитчанах. Кому выгодно не пускать украинцев работать за рубеж

отметили
9
человек
в архиве
Алексей Ермоленко
21 мая 2020, 07:42
 
Олигархам нужна дешевая рабочая сила в стране

Настоящая битва разгорелась за украинских заробитчан. Работодатели в Европе готовы за свой счет организовывать чартерные рейсы в обход карантинных «шлагбаумов», а украинские олигархи этому противодействуют, чтобы снизить расценки на рабочую силу. Пока чиновники рисуют «прожекты» на сотни тысяч рабочих мест, украинцы прорываются за границу своим ходом, платя взятки и становясь жертвами мошенников.

Кому нужны украинцы

С апреля европейские правительства официально обращаются к Киеву с просьбой отпустить украинских заробитчан. Ситуация критическая — коронавирус не только остановил европейскую экономику, но и лишил ее рабочей силы. Весна — начало сезонных сельхозработ, но границы закрыты на карантин. При этом сами европейцы в этом секторе работать не хотят из-за относительно низких по европейским расценкам зарплат.

Согласно данным Financial Time, до конца мая на сезонные работы в Германии требуется 300 тыс. работников, в Италии — 250 тыс., во Франции — 200 тыс., в Испании и Великобритании — по 80 тыс. Но наибольший спрос в сезонных работниках — у Польши, причем если другие страны готовы рассматривать разные варианты, Варшаве нужны исключительно украинцы — зарплаты в Польше не привлекают соседей.

"480 тыс. работников Польша хотела принять до конца мая. Польша не может решить этот вопрос, потому что уровень заработных плат у них меньше по сравнению с Германией, Нидерландами, Норвегией. В это число входят не только сезонные работники", — рассказывает «Вестям» президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.

Ситуация со сбором урожая настолько критическая, что работодатели в Европе готовы нанимать чартерные авиарейсы, чтобы заробитчане избежали проволочек и проблем с пересечением границы. Так, Германия уже организовала около 400 авиарейсов, чтобы привезти 80 тыс. рабочих (их привезли из Румынии), планируется перебросить еще 40 тыс. При этом карантин рабочие проходят в поле, а фермеры обеспечивают их продуктами.

"Все это организовывают работодатели. Частные компании обращаются к своим объединениям, те — к правительству: нам нужны работники, что можно сделать, мы готовы оплатить чартеры. Дальше — заявка идет в авиакомпании, а правительства договариваются, куда могут полететь граждане и что для этого можно сделать. Все, что требовалось от Украины, просто не мешать", — рассказывает Воскобойник.

Первый чартер с сотней заробитчан, как известно, полетел в Финляндию. Однако всего эта страна намеревалась привезти существенно больше и именно украинцев. Просили Норвегия, Польша.

"Финляндия была готова принять 14 тыс. человек, и эти 14 тыс. могли потенциально получить заработную плату €1000–1300 в месяц в Финляндии, работая сезонно там несколько месяцев. Это означает, что не 14 тыс. человек не получили работу. Это означает, что 14 тыс. семей украинцев не заработали денег, которые им позволили бы прожить нормально этот период времени", — считает Воскобойник.

В интересах олигархов?

Казалось бы, прекрасная возможность обеспечить собственных сограждан, чьи семьи из-за карантина оказались без заработка, работой за рубежом с окладом в среднем в €1000 в месяц должна была зарядить оптимизмом и украинское правительство. Ведь чем меньше голодных ртов дома, тем меньше и нагрузка на госбюджет, из которого финансируются пособия по безработице. Но не тут-то было.

В то время как премьер-министр Денис Шмыгаль публично отрицал факт таких переговоров, их подтверждал глава МИД Дмитрий Кулеба, а вице-премьер Вадим Пристайко комментировал, что правительство не против выезда заробитчан, но полагает, что они нужны и самой Украине. Эти слова тут же подтвердились и делами, когда девять часов не выпускали из страны чартер с заробитчанами в Великобританию.

Точку поставил президент Владимир Зеленский, который заверил, что никто не препятствует заробитчанам выезжать на заработки, однако по окончании карантина и при условии обязательного наличия трудового контракта с работодателем, который защищал бы права украинцев за рубежом.

Причиной, из-за которой чиновники не горят желанием выпускать чартеры с заробитчанами за рубеж, называют обещания президента вернуть украинских трудовых мигрантов на родину. Правительство уже анонсировало программу по созданию 500 тыс. рабочих мест в рамках больших инфраструктурных проектов, в том числе дорожного строительства, ремонтов школ, детсадов и пр.

Правда, зарплаты, которые предлагаются рабочим, задействованным в этих проектах, невелики относительно европейских: 6–10 тыс. грн в месяц, из которых на руки выплатят после вычета налогов и сборов и того меньше. Конечно, такие зарплаты не привлекают заробитчан, привыкших к существенно более высоким доходам. Поэтому сразу возникли подозрения, что путем саботажа в организации чартеров чиновники попросту лишают заробитчан выбора.

Хотя власти отрицают факт саботажа, действительно в программе создания 500 тыс. рабочих мест есть и странности. "Те, кто стоит на учете в службе занятости, нуждаются в рабочих местах в Украине. И сегодня они согласились бы на эту временную занятость. Это было бы вполне логично. Но, к сожалению, это не озвучивается", — говорит «Вестям» уволенная в прошлом месяце бывший директор Государственного центра занятости Ольга Макогон.

По ее словам, для того чтобы задействовать программу для помощи безработным, нужно, чтобы служба занятости стала официальным партнером программы. Но никаких шагов в этом направлении не сделано ни на деле, ни даже на словах. Более того, неясно, будет ли реализовываться эта программа государственными или частными подрядчиками.

А по данным главы профсоюза «Трудовая солидарность» Виталия Махинько, правительственная программа на деле направлена на то, чтобы обеспечить олигархам, выразителем чьих интересов называют правительство Шмыгаля, дешевую рабочую силу, ведь превышение спроса на работу над ее предложением позволит и снизить рост зарплат.

Коррупция на границе

Пока идут переговоры и тянутся проволочки, сами заробитчане прорываются на заработки своим ходом. Границу запрещено переходить пешком из-за карантина, но можно на транспорте, поэтому украинцы перебираются через границу бусиками, перевозящими по восемь человек. Схема проста: на границе оставляется пустая машина, в которую садятся заробитчане, на одного из которых оформлена заблаговременно доверенность.

При этом если добираться до Европы через Беларусь в Литву, то можно это сделать и группой по восемь человек. Оплата за проезд подорожала, но несущественно: с €5 до €60 с человека (до места назначения). Однако при пересечении польской границы бусы с восемью пассажирами запрещены. Там налажена другая схема, причем отдельно надо платить за сам переход.

"На границе создаются целые схемы, бизнесы, чтобы люди пересекли эти 200–300 м границы. Собирают группами по пять человек, кто хочет переехать. Из них у кого-то должны быть права. Люди переезжают границу, там их встречает человек, забирает машину и отдает ее другой группе. За эту схему у нас люди нашего профсоюза заплатили по 250 злотых. За пять человек — 1250 злотых. Только за переход. А раньше за 100 злотых можно было из Киева до Варшавы доехать", — рассказывает Махинько.

Мошенники в плюсе

Еще одна проблема, которая нарисовалась в последнее время, — это разгул мошенников. Украинцам, которые отчаялись в поиске работы, предлагают легальную работу с обязательной уплатой посреднику.

"Как у нас это происходит? У тебя есть желание зарабатывать в месяц €3–5 тыс.? Есть. Супер, заплати мне €300–500 и на следующий день ты летишь работать в Норвегию на работу. Посредник получает деньги и пропадает", — рассказывает Воскобойник.

Еще одно условие, которое выдвигает правительство, чтобы отпускать без проволочек украинцев за рубеж, — это наличие обязательного страхования. Однако страховка приобретается отнюдь не стороной работодателя, а как раз в Украине. И здесь число мошенников также увеличилось.

"У нас нет нормального контроля за продажей страховок. Реальная история: человек купил страховой полис, который был отпечатан где-то на принтере, производственная травма, сделали операцию. Но полис оказался поддельным. Ему говорят: тебе нужно заплатить деньги. Он идет в туалет, снимает ремень и вешается. Другая история касается женщины, которой выставили счет в €50 тыс. за медицинские услуги в Германии", — приводит пример Воскобойник.

Добавил Базон Хикса Базон Хикса 21 Мая 2020
проблема (5)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать