Анализ перспектив российского экспорта энергоносителей в Европу
21 Май 2020
источник: s0.rbk.ru
Оценка ситуации.
По итогам 2019 года газовый экспорт РФ составил около 247 млрд кубических метров. Их них 24,1 млрд кубометров (29,7 тыс. т.) в сжиженном виде. Что в сумме обеспечило свыше 37,74 млрд долларов выручки (в том числе 7,68 млрд — от продажи СПГ) или 6,92% совокупного экспорта России.
Таким образом, торговля природным газом продолжает оставаться важным источником благосостояния государства. Нефтегазовая отрасль обеспечивает 554,7 тыс. рабочих мест и дает более 32% налоговых поступлений в доходную части федерального бюджета. Это делает важным своевременное перспективное прогнозирование рыночных тенденций и опережающее формулирование рекомендаций по подготовке к ним.
Статистика продаж демонстрирует отчетливую тенденцию к снижению средней цены на голубое топливо на мировом рынке, в том числе в ключевых регионах для нас. В частности, согласно ценовому мониторингу на хабе TTF в Нидерландах, начавшийся во втором квартале 2016 года рост котировок достиг пика в третьем квартале 2018 года, после чего демонстрирует практически стабильное падение. Аналогичная картина наблюдается как на азиатских рынках так и на нью-йоркской бирже в США.
Постановка проблемы.
Ввиду значительного вклада газового экспорта в российскую экономику (почти 7% экспортной выручки от продаж газа, 1,23% рабочих мест и 32% налоговых поступлений в бюджет в целом по топливно-энергетической отрасли) анализ перспектив мирового газового рынка в предстоящее десятилетие является актуальной задачей текущего момента.
Изучение характера и предпосылок изменений значащих параметров позволяет сделать следующее заключение: на протяжении 2020-2025 годов действующие факторы будут иметь разнонаправленный характер.
Повышение средних климатических температур, снижение, не исключая полной остановки, экономического роста мировой экономики, а также рост до 51% доли СПГ в общем объеме торговли газом станет способствовать формированию избытка предложения относительно уровня спроса.
В сочетании увеличением доминирования на рынке краткосрочной торговли малыми партиями товара над объемами крупных долгосрочных контрактов с фиксированным механизмом ценообразования, скорее всего, приведет к снижению среднерыночной мировой цене на газ с нынешних 140-160 до, ориентировочно, 110-100 долларов за 1 тысячу кубических метров или 3,3 доллара за миллион британских тепловых единиц (МБТЕ). Наихудший сценарий допускает снижение даже до 80 долларов.
Тем самым неизбежно прогнозируется задержка с выходом на самоокупаемость всех крупных инфраструктурных проектов. Особенно законченных в 2019-2020 годах. И, соответственно, пересмотр из-за падения фондоотдачи планов на расширение на период до 2025 года включительно.
При наихудшем варианте развития событий рыночные цены могут опустить до уровня себестоимости ведущих российских экспортеров, таких как «Газпром» и «НОВАТЭК», что может вынудить их даже к корректировке своих производственных планов.
С другой стороны, критичное падение рыночных цен автоматически вызовет выбывание из рынка ряда ведущих добытчиков газа. В первую очередь, Австралии, США и внутренней добычи ЕС. В сумме это сулит сокращением предложения на 30-40% относительно текущего уровня, что, безусловно, окажет сильную поддержку рыночных цен к росту и, вероятнее всего, исключит наихудший сценарий развития событий.
Тем самым на ближайшее десятилетие можно прогнозировать цену на газ на ключевом российском рынке сбыта – в Европе – в коридоре от 90 до 110 долларов за тысячу кубометров или от 3 до 3,6 долларов за МБТЕ.
Такое положение вынудит Россию перейти на низкомаржинальную торговлю, но при этом создаст удобные предпосылки для активного наращивания рыночной доли с текущих 38-40% до 50% и даже, возможно, до 60% совокупного импорта Евросоюза.
Несмотря на неизбежное снижение доходов, у российских поставщиков сохранится 20-30% преимущество в издержках, оставляющее достаточное пространство для коммерческого маневра даже в условиях низких цен.
Более того, оно позволяет разработать и реализовать стратегию управления рынком для его удержания вблизи максимальных цен, при одновременном их нахождении на уровнях, исключающих появления коммерческой целесообразности поставок из США и других крупных источников.
Но при этом неизбежно следует ожидать роста политически мотивированного сопротивления со стороны Брюсселя, не желающего попасть в критическую зависимость от единственного поставщика, тем более, России.
Выводы и предложения.
Для реализации преимуществ и адекватной реакции на складывающиеся внешние обстоятельства России необходимо:
1. Минимизировать количество логистических каналов по транзиту газа в Европу через территории третьих стран.
2. Временно остановить рассмотрение новых экспортных трубопроводных проектов, за исключением ориентированных на Китай, но и там реализацию продолжить только после прояснения перспектив его собственной экономики.
3. Активизировать возведение СПГ-заводов на собственной территории, в особенности на балтийском побережье Ленинградской области, с целью перевода предстоящего наращивания экспорта из трубопроводного в СПГ-сегмент.
4. В дополнение к береговым мощностям по сжижению разработать и оперативно реализовать программу по строительству собственного флота газовозов обычного, не ледового, класса для повышения оперативности собственных поставок СПГ в регионе Балтийского моря, а также в Европу и на Дальнем Востоке в целом, а также снижения чувствительности исполнения поставок от внешних санкций.
5. Приступить к проработке возможности расширения газовой электрогенерации на экспорт. Например, посредством создания соответствующих мощностей в Калининградской области с их снабжением сжиженным природным газом. Это потенциально позволит взять на себя задачу балансировки «пилы» ВИЭ-генерации по мере неизбежного роста доли ВИЭ в общем объеме электрогенерации ЕС.
