​Пение в октаву: для кого в Туле собирают микрофоны

отметили
8
человек
в архиве
​Пение в октаву: для кого в Туле собирают микрофоны

Электроакустический завод «Октава» — типовое советское здание с отреставрированной на современный лад проходной — находится в центре Тулы, всего в километре от местного кремля. На предприятии несколько десятков лет ведут ручную сборку оборудования для записи и воспроизведения, правда, объемы выпускаемой на заводе продукции в 1990-е годы сократились до минимума. Вместе с производством сокращались и размеры завода: когда-то «Октава» занимала целый квартал, теперь — одно здание, а число сотрудников уменьшилось с 6 тыс. до 360 человек.

Несмотря на скромную выручку в несколько сотен миллионов рублей, руководство завода провело ребрендинг, и за два года предприятие выпустило четыре новых студийных микрофона, а в январе 2020 года в Лос-Анджелесе представило свой особый продукт — концертный микрофон. Если «Октава» заставит музыкальный мир поверить в нее, она сможет вернуться в самую массовую нишу микрофонов. Но для этого нужно выиграть конкуренцию у лидеров рынка — Shure, Sennheiser и AKG.

Портал «Будущее России. Национальные проекты» изучил историю предприятия и выяснил, кто предпочитает петь в российские микрофоны, зачем на технику вернули логотип 1940-х годов и как появился слоган Make Oktava great again.

От Высоцкого к Мэрилину Мэнсону

Сотрудники «Октавы» говорят, что история завода берет начало в 20-х годах прошлого века. Но, строго говоря, в 1927 году о целом предприятии речи еще не шло — тогда творческое объединение «Общество друзей радио» открыло в Туле мастерскую, которая и стала основой завода. С тех пор предприятие неуклонно росло, заняв в итоге целый квартал в Туле и трудоустроив в лучшие годы 6 тыс. человек.

С 1930-х по 1990-е годы предприятие расширяло линейку акустической техники: оно производило громкоговорители (некоторые из них работали в Москве на территории водного стадиона «Динамо»), радиоприемники, в годы Великой Отечественной войны — оборудование для нужд фронта, позже — телефоны, а также все новые и новые модели микрофонов, в том числе и электромагнитный шумостойкий ДЭМШ, в который Юрий Гагарин сказал всему миру знаменитое «Поехали!».

Впоследствии определился основной профиль работы завода — производство микрофонов. В 1970-е годы «Октава» приступила к созданию слуховых аппаратов. В середине прошлого века с конвейера сходило больше миллиона экземпляров техники в год, а в микрофоны «Октавы» пела половина советской эстрады, в том числе Владимир Высоцкий.

Сейчас микрофоны делятся на два типа — проводные и беспроводные, рассказал порталу «Будущее России. Национальные проекты» генеральный директор завода Владимир Саух. К группе проводных относятся студийные и концертные. Последние занимают почти половину рынка всей микрофонной техники.

«Октава» всегда была сильна в производстве студийных устройств, но в советские годы изготавливала и концертную технику, выпуск которой прекратился с развалом СССР. Предприятие, сокращая ресурсы и мощности, сконцентрировалось на производстве студийной техники высокого класса как более маржинальном", — объясняет он.

Несмотря на постсоветский кризис, а также уход с завода большинства инженеров и сокращение производственных мощностей, студийные микрофоны, разработанные в прошлом веке, до сих пор ценятся специалистами. К таким продуктам относится конденсаторный микрофон МК-012, который продается сотнями штук в месяц, рассказала директор по маркетингу завода «Октава» Любовь Стальнова.

Проблема в том, что рынок студийных микрофонов крайне мал — примерно 12% от рынка кабельных микрофонов. И студий в разы меньше, чем концертных площадок и других мест, где используется концертная техника.

«Рынок студийных микрофонов очень узкий. Сколько звукорежиссеров, известных или не очень известных, вы знаете? В Туле, например, я знаю одного. Но, несмотря на это, мы продаем наш классический микрофон МК-012 сотнями ежемесячно. В основном в Европу. Представляете? Советское предприятие, до сих пор на 80% принадлежащее, по сути, государству, продает микрофон, который спустя 30 лет после развала Советского Союза котируется на внешних рынках», — рассказывает генеральный директор Владимир Саух.

Рынок концертных проводных и беспроводных микрофонов, напротив, растет каждый год. На их долю приходится 80% микрофонной техники: музыканты ищут свое особенное звучание, коллекционируют оборудование, пробуют новые модели. К тому же вокальные микрофоны затронула новация XXI века — беспроводные технологии.

По мнению менеджмента «Октавы», создание линейки концертных микрофонов откроет перед предприятием новые торговые возможности, прежде всего экспортные. Поэтому завод решил обновиться: разработал продуктовую стратегию, план модернизации производства и заручился поддержкой новых дистрибьюторов. Тогда же было принято решение продумать создание новых продуктов, в частности линейки сценических микрофонов.

«Мы понимаем, что объем рынка вокальных микрофонов сумасшедший, и пытаемся в него вклиниться. Создавая новый продукт, мы стремились сохранить в нем „фамильные черты“, те качества, за которые ценят студийную технику „Октавы“, — говорит Саух.

За 2019 год отгрузка экспортной продукции завода выросла более чем на 50%. Разработки отправляются в Германию, Грецию, Китай, США, Нидерланды, Бельгию, Францию, Италию, Испанию и Австрию. В первом квартале 2020 года „Октава“ заключила контракты с Эквадором, Южной Кореей, Сербией и Филиппинами и планирует выйти на рынки еще десятка стран, включая Норвегию, Боливию и Японию. Но поставки студийных микрофонов в эти страны еще не начались.

Сегодня более 60% рынка концертных микрофонов делят между собой несколько производителей: американский Shure, немецкий Sennheiser и австрийский AKG. Чтобы забрать у них часть клиентов, „Октаве“ нужно создать линейку, выигрывающую по цене, не снижая нынешний уровень качества.

Ситуацию усложняет то, что и в России у тульского завода тоже есть конкуренты. В итоге компания разработала план выпуска новых студийных микрофонов на рынок и приняла решение сделать упор на ретродизайне и звучании: именно это качество привлекает внимание музыкантов и звукорежиссеров мирового масштаба, считают в „Октаве“ и вспоминают выбор экстравагантного рок-исполнителя Мэрилина Мэнсона — ленточный микрофон МЛ-52-02.

Среди других именитых клиентов тульского завода — U2, Стинг, Iron Maiden, Radiohead, Хор Турецкого и звукорежиссеры лейбла Black Star.

О вкусах не спорят

Производители акустической техники едины во мнении, что поиск „идеального микрофона“ напрямую не связан с характеристиками чистоты звука. У каждого производителя, а также у каждого типа микрофонов есть свои характерные черты, и звукорежиссеры подбирают микрофон под исполнителя в зависимости от его диапазона и желаний.

»Не бывает понятия абсолютно чистого звука. Все мы субъективны в оценке звучания своего голоса. Если нашу речь запишут абсолютно стерильно, почти наверняка нам не понравится то, что мы в итоге услышим. Но и окружающие субъективны. Поэтому задача микрофона не в том, чтобы воспроизвести звук корректно, а в том, чтобы воспроизвести его в соответствии с нашими желаниями. Подчеркнуть высокие или низкие ноты, добавить объем, шумы или наоборот", — объясняет дизайн-директор «Октавы» Владимир Шипилов.

Более того, даже в микрофонах из одной партии звук будет немного, но различаться — таковы производственные особенности акустической техники. Поэтому в партии микрофонов производители ищут стереопары: подбирают два наиболее близко звучащих аппарата. Правильно подобранная стереопара обеспечивает объемное звучание при записи инструментов.

Студийные микрофоны высококачественные и высокоточные. Они очень чувствительны, обладают максимально ровной частотной характеристикой. Студийный микрофон можно повредить, просто задев его. Падения такой микрофон и вовсе не выдержит. Вокальные микрофоны, напротив, менее прихотливы, но и менее чувствительны.

По своему принципу действия микрофоны делятся на динамические и конденсаторные. Первые преобразовывают звуковые волны в электрические благодаря встроенному динамику, вторые — при помощи конденсатора. Последним для работы нужен дополнительный источник энергии.

Конденсаторные микрофоны в качестве принимающего элемента могут иметь транзистор или лампу. Ламповые конденсаторные микрофоны — особый, редкий вид техники, отличающийся специфическими шумами и мягким звуком, который специалисты называют «ламповым звучанием». Ламповые микрофоны — аналоговые, а не цифровые. В мире звукозаписи эти микрофоны занимают такое же особое место, как пленочные фотоаппараты в мире современной фототехники.

Новые разработки инженеров «Октавы» должны ассоциироваться у клиента с классической техникой завода, ламповыми микрофонами, уверена директор по маркетингу.

«Вокальный концертный микрофон, который мы разработали, должен сохранить наши олдскульные, классические черты и перенести их из студии на музыкальные площадки», — говорит Любовь Стальнова.

Great again, или антикризисный менеджмент

Последние несколько лет менеджмент завода занимался финансовым оздоровлением: усилил маркетинг, промышленный дизайн и дизайн упаковки, расширил каналы сбыта.

С восстановлением «Октаве» помог акционер — госкорпорация «Ростех». Завод провел ребрендинг, обновил сайт и отреставрировал часть своих помещений. На свободных площадях был создан творческий индустриальный кластер с современной студией звукозаписи. А на микрофоны «Октавы» вернулся узнаваемый во всем мире классический логотип, который был нарисован инженером завода в 1946 году.

В прошлом году, вспоминает Саух, завод заключил крупнейший за последние десять лет контракт с дистрибьютором на 40 млн рублей.

«При выручке в 272 млн это были огромные деньги для нас», — добавляет он.

Но запланированный рост объемов выпуска на 60% в год поставил перед «Октавой» новые задачи, ведь заводу не хватает узкопрофильных специалистов и современного оборудования — то, что имеется, выпущено в среднем 38 лет назад.

«Частично решить проблему перепроизводства помогло расширение производственного штата на 16% в прошлом году. Но инженеров по-прежнему не хватает. Мы сейчас работаем над тем, чтобы вернуться к прямому сотрудничеству с вузами», — рассказывает генеральный директор.

Проблему старого оборудования хотят решить за счет займа. У Фонда развития промышленности завод хочет взять кредит в 270 млн рублей и в течение пяти лет обновить около 200 единиц «почти музейной» техники, объясняет генеральный директор.

Часть заемных средств пойдет на обновление линейки продукции. К 2022 году, по замыслу компании, экспорт «Октавы» должен увеличиться в сравнении с показателем 2018 года в пять раз, а новое вокальное оборудование отправится в страны Европы, США, Южную Корею и на другие рынки.

Из-за пандемии коронавируса «Октава» временно свернула выставочную деятельность, но в 2020 году успела презентовать новый микрофон на The NAMM Show в Лос-Анджелесе.

«Сегодня, когда авторы и звукорежиссеры по всему миру не имеют возможности выехать в студию, мы организовали онлайн-продажи. Это для нас дополнительный шанс расширить клиентскую базу, а для музыкантов — сохранить творческую активность», — считает Любовь Стальнова.

Читайте также:

Культурный форпост на западной границе: каким будет культурный кластер в Калининграде

Сказки в бомбоубежище: хроники детских садов и школ блокадного Ленинграда

Вековая традиция «удаленки»: как народные мастера переживают самоизоляцию

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 12 Мая 2020
проблема (5)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать