(Die Presse, Австрия) Основатель российской торговой сети «ВкусВилл» Андрей Кривенко: «У нас нет конкурентов в Европе»

отметили
11
человек
в архиве

Генеральный директор российской сети супермаркетов «ВкусВилл» Андрей Кривенко смотрит на торговлю продуктами питания глазами физика-экспериментатора, пишет австрийская газета, которая взяла у него интервью. Правда ли, что в СССР продукты были лучше? И когда «ВкусВилл» появится в Европе?

источник: cdn2.img.inosmi.ru

Разметка для соблюдения дистанции в сети магазинов продуктов питания «ВкусВилл» в Москве. Данная мера предусмотрена в связи с распространением коронавируса.
 
Ютта Зоммербауэр (Jutta Sommerbauer)
 

Генеральный директор российской сети супермаркетов «ВкусВилл» Андрей Кривенко смотрит на торговлю продуктами питания глазами физика, которому нравится экспериментировать. Теперь он хочет продать свою идею свежих продуктов и здорового питания европейцам.

С запозданием кризис из-за коронавируса достиг и России. Супермаркетам, таким как «ВкусВилл», повезло в это сложное время: они с разрешения властей могут работать.

Die Presse: Насколько сильно вы ощущаете последствия в бизнесе?

Андрей Кривенко: Мы сейчас не открываем новых торговых площадей. Но как только ситуация нормализуется, мы приступим к этому с новой силой. Основная задача сейчас в том, чтобы добиться снижения арендной платы для наших магазинов. Те коллеги, которым сейчас нечем заняться из-за приостановки расширения, помогают в других сферах. Проблем с логистикой у нас нет, потому что наши основные поставщики находятся в России.

— Насколько сейчас вырос спрос на ваши услуги доставки?

— В нашем приложении «ВкусВилл Экспресс» мы видим пятикратный рост заказов. В марте прошлого года онлайн-продажи составляли менее полпроцента от оборота. Сейчас мы приближаемся к пятипроцентному показателю.

— Вы физик по образованию. Как вы оказались в торговле продуктами?

— До «ВкусВилла» я отвечал за финансы в крупной компании, занимавшейся продажей морепродуктов. Тогда я многому научился, что касается взаимоотношений между торговлей продовольственными товарами и поставщиками. Супермаркеты предоставляют свои полки. На них лежат продукты, которые предлагаются потребителям. У того, кто выстраивает хорошие отношения с клиентом, хорошие продажи. Чтобы улучшить отношения, бренд заказывает исследования для изучения желаний клиентов, затем создается новый продукт. Прежде чем он оказывается в магазине, проходит еще год. Еще тогда я задался вопросом, почему этот процесс длится так долго. Почему бы не выстроить более тесные отношения между магазином и потребителями? В 2012 году я основал «ВкусВилл».

— Чем «ВкусВилл» отличается от других супермаркетов?

— Мы не считаем себя традиционным ритейлером. Мы продаем только свои продукты: платформа, сравнимая с Uber. На каждый продукт мы с самого начала наклеивали наш телефонный номер. Мы очень серьезно относимся к обратной связи. У нас нет посредников, мы работаем напрямую с производителями и потребителями. И есть еще одна особенность. В наших филиалах 60% товаров свежие, они поступают в магазин на следующий день после изготовления. Больше ни одна сеть в мире не может предложить такой процент свежей продукции с малым сроком хранения и без добавок. Наши продукты не залеживаются на складах.

— Свежая продукция, как известно, сложная область. Почему вы этим занимаетесь?

— Эта ниша пустовала. Изначально основной упор у нас был на молочную продукцию, но сейчас мы продаем также много фруктов, овощей и кулинарии.

— Многие утверждают, что в Советском Союзе продукты были лучше, чем сейчас.

— Я вырос в Советском Союзе и помню времена, когда за пределами Москвы продуктов не было. Я ездил в Москву за покупками. В магазины привозили сыр, сметану или колбасу, но уже совсем скоро полки опять были пустые. Да, были единые продовольственные стандарты и натуральные продукты. Просто потому, что не было консервантов.

— Ваша компания известна тягой к экспериментам. В чем вы добились успеха, а что было не так успешно?

— Детские уголки в филиалах не прижились. Мы сейчас переоборудуем их в кафе. Популярны кофе с собой и автоматы со свежевыжатыми соками. Мы также придумываем новые форматы за пределами магазинов — например, микромаркеты. У нас уже более 250 холодильников без продавцов в офисных центрах. Люди приходят, берут еду и оплачивают ее картой. Очень успешный формат.

— Это работает? Еду не крадут?

— У нас нет камер, все работает на основе доверия. И убытки минимальные. Поскольку холодильники расположены в офисах, было бы странно что-то красть. В общественных местах у нас тоже есть автоматы для продажи, но они закрытые. Еще один эксперимент — «ВкусВиллАйс», три магазина только с продукцией глубокой заморозки. Здесь нам еще предстоит проверить, будет ли это работать. В целом мы пытаемся понять, чего хотят наши клиенты. Мы смотрим на мировые тренды, заказываем исследования и сами ездим в другие страны в поисках идей.

— Для чего все эти инновации? Не проще было бы открыть еще больше супермаркетов по всей России?

— Свежая продукция стоит дороже, чем дешевые продукты — в среднем на 30%. Наша проблема — низкая покупательная способность в России, особенно в регионах. 90% нашего оборота приходится на Москву или Санкт-Петербург, и это при том, что мы представлены в 37 городах страны. Поэтому нужно продолжать повышать нашу плотность в таких крупных городах, как Москва или Санкт-Петербург. Для этого недостаточно просто всегда делать одно и то же. Наша доля на рынке — 2%. Чтобы ее повысить, необходимо придумывать новые услуги и удивлять клиента. Наши новые магазины сильно отличаются от тех, что открылись год назад. Поскольку покупательная способность в России не растет, нам нужно быть инновационными. Мы с самого начала растем против тренда.

В России долгое время пренебрегали производством продовольствия и предпочитали импортировать товары из-за рубежа. После украинского кризиса это постепенно меняется.

источник: media.diepresse.com

— Есть ли продукты, по которым вы, несмотря на все это, пока не нашли подходящего производителя в России?

— Список, конечно, длинный. Я люблю европейский сыр. У нас с производством сыра часто не получается. С колбасными изделиями тоже сложно. К сожалению, в России никто не умеет делать хамон, как в Испании.

— «ВкусВилл» планирует выйти на европейский рынок. Необычная идея для российской сети супермаркетов. Почему вы хотите попытаться?

— В России нас сдерживает низкая покупательная способность. Конечно, мы могли бы отправиться в Новосибирск и там начать с нуля — найти водителей и команду, места для магазинов. Но намного более перспективно пойти в Европу — в Париж и Амстердам. Европа ближе, из Москвы туда больше рейсов — за исключением периода коронавируса — и покупательная способность выше.

— Почему европейские клиенты должны пойти к вам? Рынок уже насыщен.

— В запланированных филиалах не будет продаваться ни один российский продукт. Мы не можем ввозить эту продукцию в Европу. Рынок заполнен, да, но такими же сетями, как в России. Никто в Европе не продает свежую продукцию в нашем понимании. У нас нет конкурентов на европейском рынке. Такие продукты, как наши, продаются на ярмарках выходного дня или в небольших магазинах, но не в супермаркетах.

— Вначале вы хотите попытаться в Нидерландах. Почему?

— Мы рассмотрели разные страны: Нидерланды, Францию, также Австрию. Одна из первых команд, созданных на месте, появилась в Амстердаме. Мы открыты для любой страны, где находятся подходящие люди. Конкретной даты запуска пока нет — вмешался кризис из-за коронавируса. Еще до этого у нас было достаточно проблем с регистрацией компании и открытием банковского счета. Из-за прошлых скандалов с отмыванием денег, в которых были замешаны российские компании, нас досконально проверяют. Это, конечно, нас ограничивает. Мне приходится собирать очень много документов и доказывать, что за «ВкусВиллом» не стоит российское государство. Это, может, звучит смешно, но меня уже почти что спрашивают, не связан ли я с Путиным.

— Российские СМИ сообщают, что вы также задумываетесь о выходе на IPO.

— Нет ни одной футбольной команды, которая не мечтает играть в более высокой лиге. В конце лета мы примем решение на этот счет. Выход на биржу, например, в Нью-Йорке, нам очень поможет в международной экспансии.

— В неделю вы, по вашим собственным данным, открываете десять магазинов в России. Сколько придется снова закрыть?

— Каждый десятый. Есть места, которые просто не работают. Мы пытаемся везде найти специфические решения. Каждый магазин немного отличается от остальных. Мы гибкие. У нас даже нет единого дресс-кода.

Добавил Кент007 Кент007 14 Апреля 2020
Комментарии участников:
Haifi
+1
Haifi, 14 Апреля 2020 , url

Это, может, звучит смешно, но меня уже почти что спрашивают, не связан ли я с Путиным.

Боятся, что попробовав свежие продукты из «ВкусВилл» европейцы задумаются, может, и не так страшен Путин, как его малюют?

magmaster
+1
magmaster, 15 Апреля 2020 , url

Выделил из текста этот же фрагмент. ))

 

Писец.

Страшнее Путина, зверя нет.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать