Сердце машины в нежных руках: история цеха, где работают только женщины

Не каждая женщина сможет объяснить, как устроен двигатель. Да что уж говорить, представители обоих полов не всегда догадываются, что именно и как приводит механизмы в движение.
Однако на одном из крупнейших машиностроительных предприятий России — Ярославском электромашиностроительном заводе — есть такой цех, где работают исключительно женщины: они вручную занимаются обмоткой неподвижной части электродвигателя — статора. В прошлом году они прошли бесплатное обучение по нацпроекту «Демография». В чем заключается работа обмотчицы и почему в наш век роботов и цифровых технологий заводу до сих пор не обойтись без женских рук, разбирался корреспондент портала «Будущее России. Национальные проекты».
Ярославский электромашиностроительный завод (АО «Элдин») был построен шведской компанией ACEA в соответствии с госпланом электрификации России. Выпуск первой продукции — электродвигателей мощностью до 55 кВт — начался в 1928 году. В мае 1932 года по условиям ликвидационного соглашения с АСЕА завод перешел в собственность СССР. В годы Великой Отечественной войны на заводе было налажено производство танковых стартеров, артиллерийских снарядов, а также сопел для знаменитых «Катюш».
Сегодня «Элдин» — один из ведущих производителей электродвигателей на территории России. Доля завода в выпуске двигателей переменного тока в стране составляет порядка трети. По своим характеристикам, уровню шума, материалоемкости, надежности, сроку годности, а также дизайну они превосходят многие зарубежные аналоги.
Как рассказал порталу гендиректор предприятия, заслуженный машиностроитель, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники Турсун Ахунов, «Элдин» делает двигатели практически для всех отраслей народного хозяйства.
«Это и нефтегазовая промышленность, и военная, и сельское хозяйство. Сложно назвать хоть одну сферу деятельности, где бы не использовалась наша продукция», — отметил Ахунов.
При этом предприятие, по словам начальника цеха, почетного машиностроителя завода Надежды Симоновой, производит двигатели с любой возможной высотой оси вращения (расстоянием от оси вращения до опорной плоскости электрической машины) — начиная с 71 мм и заканчивая 450 мм.
«Это огромные двигатели, которые и лифты поднимают, и нефть качают. А сейчас еще осваиваем двигатели для ветряных электростанций», — сказала она.
Цех, которым руководит Симонова, занимается обмоткой статоров, и работают здесь исключительно женщины, их около 70.
«Все потому, что они более аккуратные, трудолюбивые и способны выполнять однообразную работу, а это не все могут. Притом целый день. Двигатель, как говорится, это сердце машины, и здесь оно в аккуратных женских руках», — отметила начальник цеха.
Более трети сотрудниц — предпенсионного и даже пенсионного возраста. «У нас подход такой: если человек способен результативно работать, пусть работает независимо от возраста. Главное — его отдача. Если работник здоров, с хорошими знаниями и опытом, грешно разбрасываться такими кадрами. У нас был начальник отдела оборудования, который продолжал работать и в 86 лет», — подчеркнул гендиректор.
«Руки помнят все»
Как можно вспомнить из школьного курса физики, любой двигатель состоит из двух частей: подвижной (ротора) и неподвижной (статора). Ротор вращается под действием магнитного поля, которое создается обмотками, расположенными на статоре. Без этого существование современных двигателей, а значит, и большинства электрических приборов было бы невозможным.
Статор обычно совмещен с корпусом устройства и представляет собой цилиндрическую деталь. Внутри такого цилиндра вытачивают пазы под обмотки, способ подключения которых зависит от назначения и типа электрической машины. В зависимости от соединения обмоток двигатель будет работать более плавно или более быстро. Всего лишь поменяв места подключения обмоток, можно изменить направление вращения их магнитного поля.
Такая возможность дает преимущество асинхронным двигателям, частота вращения ротора у которых не совпадает с частотой вращения вырабатываемого обмотками статора магнитного поля. По словам Симоновой, завод выпускает в год около 35 тыс. таких двигателей.
«Сегодня профессии обмотчика нигде не учат, кроме как у нас на заводе. Раньше были колледжи, сейчас их нет. А специальность эта уникальная, поскольку требует огромного опыта, навыков и знаний. Поэтому вначале мы шесть месяцев учим теории, потом еще год практика», — пояснила Симонова.
Обмотчицей работать сложно, призналась она: число наименований электрических схем превышает 10 тыс., а знать назубок их необходимо все.
«Оборудования на все 10 тыс. не накупишь, оно очень дорогостоящее, а руки и голова знают и помнят все. По сути, это уникальные работники: у них в голове хранится море информации, они помнят, какой шаг дальше, какая обмотка, технические характеристики. Они все знают наизусть, имеют очень большой стаж работы. Люди настолько квалифицированны, они на вес золота», — поделилась начальник цеха.
«Практически во всем мире на предприятиях, особенно тех, которые выпускают большое количество наименований продукции, до сих пор используется ручной труд на обмоточных операциях. Экономически нецелесообразно переводить их на автоматы. Дело в том, что сам процесс перенастройки через смену инструмента занимает много времени, и делать ее выгодно только на больших партиях, когда производится большое количество продукции одной номенклатуры», — в свою очередь добавил гендиректор.
От настороженности к доверию
Валентина Петрушова, обмотчица электрических машин, пришла сюда еще в молодости. Ее смена начинается в 6:30, а заканчивается в 15:10. За это время она должна выполнить задание, которое получила на день. На вопрос, не кажется ли ей такой труд монотонным и тяжелым, скромно отвечает, что работа есть работа и нужно стараться.
«У нас, наоборот, интересно, все схемы разные, нескучно», — добавляет она.
Петрушова любит учиться и с удовольствием поучаствовала в программе переобучения, когда представилась такая возможность.
«Я 46 лет работаю, и все 46 лет мы постоянно учимся, у нас постоянно что-то новое здесь, какие-то новшества», — отметила обмотчица.
В течение месяца она проходила образовательную программу без отрыва от производства, чтобы позже в случае необходимости иметь возможность перейти на другой участок работы.
«Мы всегда на нашем заводе практиковали освоение смежных профессий. Это выгодно и предприятию, и работникам, поскольку у них появляются уверенность и гарантии, что они точно не останутся без места и зарплаты», — отметил генеральный директор завода.
Как рассказала заместитель директора по персоналу и быту Римма Кочеткова, предприятие сразу заинтересовала возможность стать участником федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» и отправить сотрудников на переобучение.
«Все это на развитие людей направлено. Однако, когда нам позвонили из центра занятости и сообщили о такой возможности, большинство наших работников восприняли это без энтузиазма, где-то даже испугались, подумали, что мы решили их отстранить от текущей работы», — поделилась Кочеткова.
По ее словам, людей быстро удалось успокоить объяснением того, что это всего лишь способ получить вторую, смежную профессию, которая станет им подспорьем позже.
«Труд обмотчицы очень тяжелый: она работает 25–30 лет, отдает все силы и к выходу на пенсию очень устает. У нас ежегодно на заводе проводится медосмотр, мы очень внимательно следим за здоровьем наших людей, потому что у нас есть очень вредные участки работы. Вы видите, как они мотают: сидя, все руками делают, с молотком в руке работают, а это нагрузка и на плечи, и на предплечья. И если человеку становится трудно, мы стараемся дать ему более легкую работу, но чтобы он остался в коллективе и не потерял заработок, что тоже важно», — отметила Кочеткова.
источник: cont.ws
Варианты есть всегда
Бесплатное переобучение в рамках нацпроекта прошли 11 обмотчиц завода «Элдин», они получили удостоверения и допуск к работе по новой специальности. Теперь их смогут направить в более легкий автоматизированный цех намотки, если этого потребует предписание врача.
«Профессиональное обучение, на которое направляли службы занятости, было всегда, однако теперь мы получили возможность обучать не только безработных людей, но и тех, кто работает, но боится потерять место из-за своего возраста и потому, что где-то уже не хватает компетенций или сил», — рассказала замдиректора департамента государственной службы занятости населения Ярославской области — начальник информационно-аналитического отдела Светлана Воробьева.
По ее словам, переобучение по нацпроекту в 2019 году прошло в десяти региональных компаниях. Для этого центры занятости проделали большую работу по информированию — говорили о новых курсах в СМИ, проводили встречи с горожанами, работодателями. В итоге план, составленный на 2019 год, был перевыполнен: вместо 426 человек были переобучены 814. При этом все равно охватить обучением всех желающих не удалось.
«Когда люди понимают, что это действительно выгодно, конечно, они к нам приходят», — подчеркнула Воробьева.
источник: cont.ws
Она добавила, что государственная инициатива по переобучению людей старшего возраста поможет избежать социальной напряженности.
«Люди старшего поколения — это золотой фонд, потому что это опыт, знания, и терять все это из-за того, что человек в силу возраста с чем-то не справляется, нельзя. Если он не может выполнить одно, он сможет делать что-то другое, не менее востребованное на своем предприятии», — уверена замдиректора департамента.
Читайте также:
Названы самые популярные среди женщин профессии в России
