Российские ученые начали испытания одного из основных ускорителей в рамках проекта NICA
Ученые Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна), где в рамках нацпроекта «Наука» создается коллайдер NICA (Nuclotron-based Ion Collider Faсility, НИКА), запустили испытания сверхпроводящего ускорителя — бустерного синхротрона, который является одной из основных частей будущей НИКИ. Об этом во вторник сообщил научно-информационный отдел ОИЯИ.
«В лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований в 2019 году завершился монтаж бустера, и буквально за неделю до Нового года в торжественной обстановке было положено начало технологическим испытаниям всех основных систем нового сверхпроводящего ускорителя — бустерного синхротрона, который построен в рамках проекта NICA», — говорится в сообщении.
НИКА представляет собой кольцевой ускоритель (циклотрон), способный разгонять и сталкивать пучки протонов и тяжелых ионов вплоть до очень массивных ионов золота. Основными задачами бустера — промежуточного синхротрона тяжелых ионов — станет накопление ионов золота и ускорение их до необходимой энергии. Из бустера они будут попадать в еще один синхротрон — нуклотрон, который направит пучки собственно в коллайдер.
«Мы с сегодняшнего дня официально начинаем испытывать все системы, проверять их целостность, проверять их взаимодействие между собой, влияние друг на друга. И, соответственно, готовиться к финальному аккорду, который будет называться „первый физический пуск бустера уже с пучком“. Это будет весной. А пока мы начинаем основной цикл испытаний, который займет порядка трех, может, чуть больше месяцев», — сказал начальник ускорительного отделения лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ Андрей Бутенко.
По словам первого замминистра науки и высшего образования РФ Григория Трубникова, который присутствовал на запуске, это историческое событие, «которого ждала лаборатория и весь институт лет 25-30». По его словам, бустер создан в рекордные сроки, буквально за несколько лет.
«С 2015 года пошло изготовление и проектирование всех систем, а это не только кольцо (ускорителя), это суперсовременная система питания, система диагностики, самые последние технические решения в самом колье бустера. Мы получили прекрасную „зеленую“ машину. „Зеленую“ потому, что мы показываем миру, что эта машина энергоэффективная абсолютно безопасная, красивая и современная», — сказал первый замминистра.
