Защита в точке RU. Первые учения по "устойчивому Рунету" признаны успешными.

отметили
14
человека
в архиве

В России завершились первые учения в рамках закона об устойчивой работе Рунета. Они прошли успешно, сообщил журналистам замглавы Минкомсвязи Алексей Соколов.

источник: cdnimg.rg.ru

Учения продолжались несколько дней. Они охватили Москву, Ростов, Владимир и ряд других территорий. В них участвовали Минкомсвязь, Роскомнадзор, МЧС, представители силовых ведомств, операторы связи.

По словам Алексея Соколова, в ходе учений были отработаны несколько групп сценариев. Первый был связан с проверкой целостности и устойчивости функционирования Сети на территории России при возникновении внешних негативных факторов. Второй блок объединил отработку мер безопасности абонентов сотовой связи, включая защиту их персональных данных, в случае попытки перехвата трафика, sms, данных о геолокации.

Были исследованы и риски уязвимости устройств интернета вещей, реализованных на различных технологиях.

Кроме того, была проведена оценка уровня межведомственной координации при проведении ремонтно-восстановительных работ на сетях связи в результате ЧС и стихийных бедствий. «Результаты обнадеживающие. Органы власти и операторы связи готовы эффективно реагировать на возникающие угрозы», — сообщил замглавы Минкомсвязи.

В рамках закона о бесперебойной работе Рунета (основные нормы вступили в силу 1 ноября) в России создается независимая инфраструктура Сети. Она должна обеспечить нормальное функционирование интернета при любых обстоятельствах — природных и техногенных внешних воздействиях.

Добавил т-111 т-111 24 Декабря 2019
проблема (1)
Комментарии участников:
chel_c
+4
chel_c, 24 Декабря 2019 , url

У меня глупый вопрос: Рунет — это только комунникации? А как быть, например, с такими мелочами, как библиотеки шрифтов? Ониж почти все залинкованы на Гугл! А как быть с библиотеками php? А как быть с sql? А как быть с предпроцессорами? А среды разработки где брать? Где брать плагины для того-же breckets? А что произойдет с bootstrap? А с java? У нас точно есть для всего этого отечественные аналоги? Ведь без всего этого наш православный Рунет превратится просто в оптоволоконную лапшу на столбах. Отключи все перечисленное и 99% сайтов просто завалятся. Любой джун-вебразработчик это отлично понимает. У нас в правительстве есть веб-разработчики? Или там одни только гимнасты с боксерами?

X86
0
X86, 24 Декабря 2019 , url

Если сайт не может работать без подгрузки чего-либо с другого сайта — это имхо не очень правильно и не безопасно. Те же шрифты можно в корень диска закинуть или пользоваться теми, которые есть у всех в системе. Все можно скопировать. Завтра Конгресс США запретит Java, Microsoft, Intel и т. д. торговать с Россией и обяжет заблокировать российскую подсеть, что будем делать? А еще могут домен. Ru выпилить или визе и swift запретить работу в России. Мы сами виноваты (весь мир), что подсели на тотальный контроль США.

chel_c
+3
chel_c, 24 Декабря 2019 , url

Как оно должно быть — я отлично знаю. Так-же я отлично знаю как оно на самом деле. Потому у меня и вопросы. Впрочем, ответы на эти вопросы я тоже знаю. Я уверен что суверенного Рунета у нас нет. Зато есть все шансы увидеть блэкаут с полной потерей всех инструментов на его устранение. Разумеется мы сами будем виноваты в этом. Разумеется мы сами подсели на чужие продукты. Разумеется мы сами не позаботились о замещении. Разумеется теперь говорить об этом поздно.

Единственное, что сможет пережить блэкаут — это самый примитивный набор разметки. Может быть выживут какие-то базы. Но это не точно :)

unknown1
0
unknown1, 24 Декабря 2019 , url

Закон о коммуникациях. А не о средствах разработки и IP-инфраструктуры в целом.

Для всего этого аналогов не нужно. PHP, bootstrap, java и т.п. — все оупенсорс, и к сети не завязано. Языки и их фреймоврки требует огромного рынка сбыта, россия при всём желании не способна это всё импортно-заместить. Именно по этой причине было решено отказаться от собственной разработки компьютеров в СССР.

chel_c
+4
chel_c, 24 Декабря 2019 , url

OpenSource не умеет падать? В OpenSource продуктах уязвимостей значительно больше, чем в закрытых коммерческих продуктах. Откуда мы знаем, как тот-же гуглхром станет его интерпритировать завтра? У нас даже браузера своего нет. Те, что есть — дружно и весело работают на ядре хромиума.

У нас отчего-то странные понятия о суверенности. Лично я под суверенностью понимаю независимость. А здесь под суверенностью тулят обычную «отгороженность». Так называемый «Чебурнет» — это не независимый автономный сегмент. Это просто искусственное ограждение своим забором чужой территории.

unknown1
-2
unknown1, 24 Декабря 2019 , url

Вы не правы. В opensource уязвимостей по крайней мере не больше. Опыт того же Linux показал, что уязвимостей там меньше, а закрываются они быстрее. Особенность открытых кодов в том, что все возможные закладки там известны заранее.

Для того что бы обеспечить независимость в части ИТ, и ПО в частности, необходимо население больше миллирда человек. Иначе приходится мириться с международной кооперацией.

Браузер — это детские шалости. Если он (или даже весь WWW) вдруг перестанет работать, ничего котострофического не произойдет. А вот ОС и отраслевые решения… Тут полная жопа, и ничего с этим, увы, не поделаешь. Это миллиарды человеко-часов. Импорто-заместить это не возможно даже теоритически. 

chel_c
+2
chel_c, 24 Декабря 2019 , url

Уязвимостей больше там, где больше выгода от их эксплуатации. И закрытый код в этом плане значительно надежнее, чем открытый. Именно поэтому ни один продукт с полностью открытым кодом не имеет сертификации от ФСТЭК. 

Не нужно мне повторять очевидные любому разработчику истины. Я не хуже вас понимаю нецелесообразность полного дублирования всей мировой IT. Интернет изначально создан не нами и не только для нас. И не нам распоряжаться его наличием или отсутствием. Мы можем только пользоваться им, или не пользоваться. Но, увы, даже это могут решить за нас.

fStrange
+2
fStrange, 24 Декабря 2019 , url

Уязвимостей больше там, где больше выгода от их эксплуатации. И закрытый код в этом плане значительно надежнее, чем открытый.

 Первое верно, второе нет.

Опенсорц более распостранен, отсюда и большее количество обнаруженных(!!!) уязвимостей. Но количество обнаруженных уязвимостей не коррелирует с защищенностью системы.

Там где более распостранен проприетарный софт и соответсвенно у злоумышленников больше внимания к нему и уязвимостей больше находят. Виндоуз тому яркий пример.

unknown1
0
unknown1, 24 Декабря 2019 , url

К чему тогда выши претензии о методах защиты рунета. Что могут и как могут, то и делают.

Сертификация ФСТЭК дело не бесплатное и дорогое. К тому же её требуется проводить после каждого патча. Сама эта процедура сертификации сделана, так что её пройти могут только крупные корпорации. В таком случае, естественно, что там нет проектов с открытым исходным кодом.

chel_c
+1
chel_c, 24 Декабря 2019 , url

Немного не так. Не путайте коммерческие организации с объектами "КИИ". Коммерсы сертифицируют свои ИСПДН. Это значительно проще и относительно недорого. Этим даже можно калымить (если получите сертификат). 

Если объект категорирован как КИИ (например — крупный оператор мобильной связи), то все будет именно так, как вы сказали. В остальных случаях все значительно проще.

Но оба эти варианта не имеют отношения к защите всего Рунета. Здесь речь только о его субъектах. А в целом — действительно, каждый сам спасается как может. 

Ioj
0
Ioj, 24 Декабря 2019 , url

То, что никто ни от кого изолироваться не собирается (несмотря на уверенные заголовки СМИ), и цель проводимых работ заключается в возможности купировать потенциальные угрозы для российской IT-инфраструктуры, заявлялось уже на всех возможных уровнях. Повторять этот тезис не будем.

Попробуем по-другому.

Как мы с вами узнали из предыдущей публикации, интернет-инфраструктура в России государственная или окологосударственная – от слова «вся». Вышки, спутники, провайдеры-операторы, Госуслуги и всевозможные инструменты обратной связи, крупнейшие информационные узлы и платформы – Мэйл.ру, ВК, Одноклассники, финансируемый Сбером Рамблер, крупнейшие СМИ в стране – весь этот банкет пляшет за счёт нашего с вами акционерного общества «РФ».

Для него, как и для любого другого государства на нашей планете, интернет – это самый современный способ управления рабочими процессами и электоратом. Если бы оно считало иначе, документооборот в стране до сих пор был бы не цифровым, а пешеходным, а всю информацию мы бы получали исключительно из телевидения, радио и газет.

Для современного российского гражданина интернет – данность. Он просто появился или всегда был. Как тот башенный кран, который мало кто видел в сборке – он просто варпается в локацию стройки небоскрёба, а по завершении работ куда-то исчезает.

Короче, современный российский гражданин считает, что интернет – это его поляна, появившаяся для увеселительной цели: чтобы гражданин мог на ней резвиться, лайкать котов и призывать закопать Николая II или канонизировать, наконец уже, Ленина.

Государство, десятилетиями создававшее этот инструмент управления, вбухавшее в него триллионы, разумеется, видит интернет иначе.

И нехило так удивляется, когда ему предъявляют права на созданную им огромную инфраструктуру, которую оно в первую очередь внедряло с целью оптимизации рабочих процессов на своей территории и для повышения производительности. Чтобы, значит, поддерживать конкурентную форму на мировых рынках (промышленных, финансовых и политических).

И от этого удивления часто даже не может нормально коммуницировать в обратку. Потому что когда к нему приходит журналист прогрессивного СМИ Коля Жмыренко и сообщает, что они тут с друзьями початились и решили, что изолировать интернет, по их глубокому убеждению, никак нельзя, потому как это китайская модель развития и путь в никуда, государству просто нечего на это ответить.

Потому что озвученная претензия никак не бьётся с естественным желанием создателя обезопасить собственную инфраструктуру, на которую ушли и продолжают уходить триллионы рублей.

Потому что початиться для государства, в отличие от Коли Жмыренки, задача не первоочередная. И IT-инфраструктура в масштабах государства сводится не столько к клепанию статеек и мемов, сколько к бесперебойной системе коммуникации между ведомствами, поддерживающими порядок на вверенной им территории, а также к эффективной работе энергосетей, АЭС и целых отраслей, которые мы привыкли называть «системообразующими».

[Орда] — родная, злобная, твоя
chel_c
+3
chel_c, 24 Декабря 2019 , url

Автор невероятно далек от истины. Сегодня Государство только в начале пути к цифровизации и лишь пытается сделать первый жест в сторону уходящего поезда, не говоря уже о том, чтобы в него запрыгнуть.

Все наши ГИСы переполнены «булщитом», который не представляется возможным обработать или инспектировать.  А органы местной власти категорически не хотят и не умеют работать с ним грамотно. Единственное, что хоть как-то заработало — это т.н. «цифровой двойник» — ЕСИА. 

Автор пишет о «сервисном государстве» в то время, когда мы имеем дело с Государством, не перешедшим на современный технологический уклад. Наши CDTO еще десятки лет будут бухтеть об этом в своих уютненьких «рабочих группах», пока весь мир продолжает делать упор на инженерные школы, производственные мощности и экономические площадки.

Ioj
0
Ioj, 24 Декабря 2019 , url

Простите, обращусь к вам, но буду иметь в виду всх остальных разработчиков и прочее-прочее. А сейчас-то вам что мешает сделать по правильному?

chel_c
+3
chel_c, 24 Декабря 2019 , url

Спасибо за вопрос. Я стараюсь. Мешает нормативка. Мешает низкое качество привлекаемых специалистов (низкая оплата их труда). 

Ioj
0
Ioj, 24 Декабря 2019 , url

И вам спасибо. Но при таком раскладе какая вообще разница, что там с интернетом, если привлекаемые спецы сплошь криворукие, а вы по рукам и ногам связаны нормативкой?

chel_c
0
chel_c, 24 Декабря 2019 , url

Не все мы криворукие. И нормативка — медленно, но актуализируется. Но какие-либо прогнозы делать рано. И, да, вы правы, при таком раскладе все висит на соплях. Собственно, с этого я и начал.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать