За что дали Нобелевку по физиологии и медицине? Объясняем просто, насколько это возможно
Премию 2019 года поровну разделили трое: американцы Уильям Кэлин, Грэг Семенца и британец Питер Рэтклифф. Бывает так, что кому-то присуждают половину награды, а еще двоим — по четверти, но в этот раз Нобелевский комитет показал, что вклад всех троих равнозначный. Работая по отдельности, они разгадали тайну, которая не давала покоя с XIX века.
Животные не могут жить без кислорода. «В свое время мы плохо понимали, какую роль он играет. Ну, сжигает пищу. На самом деле, у нас в организме огромная разница по уровню кислорода: если в воздухе — 21%, то в артериальной крови — 15%, в венозной — 5%, в хрящевой ткани — меньше 1%. Кислород — наш основной элемент, ведь организм в основном состоит из воды, а в каждой молекуле воды есть атом кислорода. Это и строительный материал, и окислитель. А примерно 1% вдыхаемого кислорода попадает не совсем туда, куда нужно, образуется перекись водорода — это целая наука», — говорит ведущий научный сотрудник Института молекулярной биологии (ИМБ РАН) Егор Егоров.
Стоит уровню кислорода в воздухе упасть всего на один процентный пункт, как мы тут же это чувствуем: нам кажется, что дышать нечем, — а из-за дальнейшего снижения концентрации затуманивается сознание, человек становится вялым (таковы симптомы высотной болезни), и в конце концов наступает смерть.
