Осенний триллер
вс, 06/10/2019 — 13:10
Даже на самом дне бывают ямы, в которые можно упасть. Нил Гейман, «Американские боги»
источник: topcor.ru
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 1 октября 2019 года, демонстративно уклонившись от участия в последнем заседании по транзитному потенциалу Евразии, досрочно покинул саммит ЕАЭС в Ереване. Белорусский президент так торопился в Минск, что не нашел ни одной минуты для того, чтобы перекинуться хотя бы парой слов с президентом России, с которым он через 63 дня должен подписать Программу экономической интеграции (!).
Зато на состоявшемся уже через три дня белорусско-украинском саммите в Житомире российская тема буквально подкарауливала двух президентов за каждым «углом». Признаком того, что в голове А. Лукашенко Россия и В. Путин чувствуют себя хозяевами, стала оговорка белорусского президента, назвавшего мероприятие регионов Беларуси и Украины «площадкой регионов России» … В принципе В. Зеленский не обиделся на оговорку белорусского президента, так как у него самого российская тема актуальна как никогда.
Россия головного мозга
Итак, осенний политический триллер белорусского президента начинает все больше набирать ход, сюжет его постоянно усложняется и закручивается в политический контекст, как штопор, а главный герой вот-вот достигнет пика своего актерского мастерства. Так что, когда президент Украины В. Зеленский увидел на взлетном поле аэропорта Житомира своего коллегу из Минска, он действительно был ему рад, как любой актер-профессионал будет рад познакомиться с опытным и, безусловно, заслуженным лицедеем-любителем. Правда, рейтинги у двух президентов очень различаются, но у В. Зеленского еще все впереди, а у А. Лукашенко, судя по его поведению в Ереване, уже все позади.
Реплика
Приключения белорусского президента в столице Армении на какое-то время стали темой для обсуждения в белорусском медиа пространстве, но и только. Российские же СМИ не отреагировали ни на опоздания А. Лукашенко к началу очередных переговоров за «круглым столом», ни на его демонстративные попытки сорвать выступление хозяина саммита Н. Пашиняна, ни на срочный отъезд белорусского президента домой (МИД РБ мог бы придумать более серьезную причину для неожиданного вылета своего президента из аэропорта Еревана, а не использовать опыт средней школы).
Хотя, учитывая невероятное самомнение и любовь к кокетству А. Лукашенко, не исключено, что глава белорусского государства надеялся, что лидеры стран ЕАЭС обеспокоятся его отъездом в аэропорт и даже бросятся догонять и уговаривать. Но, как очень быстро выяснилось, «никто не заметил потери бойца». В свою очередь во время саммита В. Путин общался в основном с главами Армении и Казахстана и не обращал никакого внимания на несменяемого президента Беларуси. В общем, А. Лукашенко стало скучно… Он никому не нужен, а ему в свою очередь, судя по всему, ЕАЭС тоже не интересен.
Европа не нужна?
Но может быть А. Лукашенко нужен коллективный Запад, представители которого в последнее время усилиями министра иностранных дел В. Макея словно прописались в белорусской столице? Ведь оказалось, что сразу после Еревана А. Лукашенко должен был общаться с целой делегацией из министров иностранных дел стран Евросоюза во главе с Верховным представителем ЕС Федерикой Могерини.
источник: newtimes.ru
Формально, как уверяют СМИ, встреча должна была символизировать очередной этап развития европейской программы «Восточное партнерство» и, естественно, белорусский МИД вложил в организацию данного мероприятия изрядный объем человеко-часов. Однако, А. Лукашенко, видимо войдя после Еревана во вкус, продолжил отлынивать от работы и на этот раз, отказавшись поить чаем коллег В. Макея, чем, естественно, крайне его опечалил.
На самом деле, все версии отказа белорусского президента общаться с Ф. Могерини носят столь противоречивый характер, что невольно вспомнили даже о белорусском национальном перевозчике «Белавиа», для которого, по идее, даже упоминание «Восточного партнерства» должно носить мистический характер.
Реплика
Дело в том, что две из трех стран Восточной и не очень Европы, которые в свое время (2014 г.) завершили свое участие в программе «Восточное партнерство» переходом в стадию ассоциированного членства с ЕС, рано или поздно, но обязательно лишились авиасообщения с Россией. Сейчас главным перевозчиком граждан Украины и Грузии в Москву остается «Белавиа». Пока остается…
Европейская интрига
На самом деле А. Лукашенко, отказавшись от встречи с высокопоставленными европейцами, скорее всего рассуждает вполне здраво: сейчас ему для создания белорусской «волчьей ямы» против Москвы нужны деньги и/или буквально зоологические враги России. В этом плане Евросоюз после возвращения российской делегации в ПАСЕ не выглядит твердым противником Москвы. Денег от Брюсселя А. Лукашенко тоже не ожидает. Так что, с одной стороны встречаясь с «командой» Ф. Могерини, Минск может в очередной раз позлить Москву, что по идее неплохо и вполне традиционно для белорусского руководства, но с другой стороны, европейцы, конечно, в «нужный» момент поднимут информационную волну о «российском давлении на белорусский суверенитет», но с оглядкой на Вашингтон…
Так что определенная выгода для Минска есть, но все-таки ЕС остается для А. Лукашенко крайне сложным и неоднозначным партнером. Понятно, что если Евросоюз вступится за Беларусь и в свою очередь по украинско-газовому принципу потребует от Москвы сохранить дотационную поддержку белорусского суверенитета, то тут же в Европе начнется дискуссия: стоит ли поддерживать против России не просто Беларусь, а режим А. Лукашенко, обеспечивая легитимизацию его шестого срока? Понятно, что на основе ненависти к Москве Лондон и Париж в свое время взрастили Гитлера, но в современном мире все имеет свои рамки…
Но главное в том, что вряд ли А. Лукашенко не понимает, что «дороги» на Запад у него нет. У В. Макея есть, а у него нет…
Лукашенко & Макей
На этом фоне понятно, почему В. Макей в рамках осеннего триллера ведет себя не как министр кабинета А. Лукашенко, а выступает по меньшей мере в роли спарринг-партнера белорусского президента, сознательно и настойчиво закручивая осенний политический триллер в Беларуси в сторону Запада и США.
Министр иностранных дел Беларуси на глазах становится все жестче, его заявления все брутальнее, охватывая стратегические вопросы выживания Беларуси. Для примера можно обратиться к интервью В. Макея, данное российскому агентству РБК 27 сентября. (http://mfa.gov.by/press/smi/e10b3b4ae2218f5a.html ).
В первую очередь придется признать, что формат интервью министра иностранных дел РБ оказался вполне президентским. Заявления носили поистине брутальный характер. В частности, выяснилось, что размещение на территории Беларуси базы российских ВКС (на днях министр иностранных дел России С. Лавров вспомнил об этой неприятной истории в российско-белорусских отношениях) не отвечает национальным интересам РБ:
«Если руководство Беларуси принимает решение, то только лишь исходя из анализа соответствия этого нашим национальным интересам» (там же).
Все это очень интересно, так как получается, что и участие Минска в ОДКБ вряд ли отвечает белорусским национальным интересам. Как, впрочем, и в СГ, так как без членства в этих международных структурах вопрос о российской базе в Беларуси вообще не стоял бы.
Но тогда возникает закономерный вопрос: а сохранение у Беларуси доступа к российской беспошлинной нефти, дешевому природному газу и российскому рынку отвечает белорусским национальным интересам? Видимо, учитывая, что в том же интервью В. Макей очень настойчиво требовал предоставить республике столь ей нужные российские ресурсы, то в данном случае эти ресурсы воспринимаются в Минске как собственные.
Но, исходя из риторики В. Макея, никто Россию и не спрашивает, а Минск решает все за Москву. Вот как В. Макей трактует уже национальные интересы России в отношении Беларуси:
«Что касается самого предложения — размещать или не размещать базу на территории Беларуси — то Вы знаете, с учетом развития современных технологий нет смысла в таком решении… И потом, зачем размещать на территории Беларуси дополнительные военные объекты – военно-воздушную базу, о которой шла речь, — если сегодня те же самые ракеты могут буквально за считанные минуты достичь другого континента, обратной стороны нашей планеты. Поэтому нет ни практического, ни политического, ни военного смысла в реализации этого предложения» (там же).
В данном случае все-таки стоит напомнить, что в свое время, входя в переговорный процесс с Минском по поводу базы, Москва как раз видела в данном авиационном объекте на территории Беларуси как политический, так и военный смысл. Но вот В. Макей, а до него неоднократно и А. Лукашенко не в первый раз решают, что нужно, а что не нужно огромной ядерной державе, постоянному члену СБ ООН и пятой экономике мира. Странно, почему тогда В. Макей не указывает и не корректирует национальные интересы Германии, США, или той же Украины?
Минские Незнайки
Выяснив, что в Минске лучше понимают национальные интересы России, мы к своему удивлению вдруг узнаем от В. Макея, что, как оказалось, Минск до сегодняшнего дня, уверяя на всех переговорах с РФ по газу/нефти, кредитам, что Беларусь является «единственным союзником» России, так и не разобрался в том, кто несет ответственность за разрыв Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД):
«Сегодня существует масса проблем, которые требуют прояснения ситуации. Допустим, вопрос, связанный с выходом из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Мы пытаемся понять кто прав, кто виноват, мы стараемся разобраться в этой ситуации» (там же).
В общем, Минск так и не понял, кто был инициатором разрыва ДРСМД…
Интеграция
Но было бы несправедливо только критиковать В. Макея за уже упомянутое интервью. На вопросы по интеграции с Россией он ответил вполне искренне, за что министра можно только поблагодарить.
В частности, он заявил, что Программа экономической интеграции не несет угрозы белорусскому суверенитету:
«никакой опасности сама по себе Программа не несет. Почему? Во-первых, мы четко исходим из того, что для нас самое главное и незыблемое – это сохранение суверенитета наших государств. В данном случае мы говорим о суверенитете Республики Беларусь» (там же).
В данном случае с В. Макеем, безусловно, можно согласиться, так как России белорусский суверенитет не нужен в принципе. Автор этих строк в данном случае в очередной раз подтвердил политическую формулу, которую он неоднократно прописывал и озвучивал с телеэкрана:
«Чтобы войти в состав России — это надо еще заслужить».
Однако министр иностранных дел РБ утверждает, что не может быть и речи о появлении в ходе экономической интеграции с РФ наднациональных органов, которые «абсолютно неприемлемы» для Минска. Иными словами, основываясь на данном заявлении В. Макея, можно поставить «жирный крест» на всех планах и программах по началу реальной экономической интеграции через двадцать лет после учреждения Союзного государства, так как невозможно сформировать полноценную таможенную зону, экономический союз и т.д. без наднациональных регулирующих органов. В принципе невозможно…
Итак, на самом деле, под ширмой отстаивания суверенитета Беларуси А. Лукашенко будет торпедировать интеграцию. Можно поблагодарить В, Макея за предупреждение, хотя оно уже явно опоздало.
источник: mtdata.ru
Министр иностранных дел РБ не забыл проинформировать о формуле подписания вышеупомянутой Программы: если Беларусь не получит до 8 декабря текущего года «интеграционный аванс», то «говорить о подписании программы дальнейших действий будет трудно. Потому что мы не поймем логики наших партнеров» (там же). В общем, сначала деньги…
В. Макей перечислил состав «аванса»:
«Это налоговый маневр, устранение препятствий в поставках сельскохозяйственной, промышленной продукции, переговоры об урегулировании спорных моментов, связанных с ценами на газ и нефть, и так далее и тому подобное» (там же).
Россия — колония Беларуси?
Автор этих строк с июля текущего года пишет о формуле подписания Программы и в данном случае В. Макей только подтверждает не раз высказанное мнение о том, что шантаж со стороны Минска неизбежен. Но нельзя не обратить внимание на традиционную для белорусского руководства уверенность в праве делить и присваивать российские ресурсы:
«для нас абсолютно неприемлемы некоторые вещи, когда мы договариваемся двигаться в том или ином направлении и заключаем соответствующее соглашение, юридически обязывающие документы по тем или иным вопросам, а потом нам говорят, что изменилась ситуация и надо сейчас уже пересмотреть эти соглашения. Как это было, например, с налоговым маневром. Мы заключаем Договор о создании Евразийского экономического союза. Обе стороны – Беларусь и Россия – подписывают соответствующий Протокол, который является неотъемлемой частью или Приложением к этому Договору, в котором мы постарались урегулировать все спорные вопросы, связанные с будущими ценами на газ и нефть для Беларуси. Проходит буквально несколько месяцев, наши российские друзья принимают решение по налоговому маневру, которое нивелирует, сводит до нуля все предыдущие договоренности. Как рассматривать такой подход? Наверняка это уже было заранее известно…Тогда зачем подписывать такие документы, которые через некоторое время станут ничтожными?» (там же) – автор извиняется за длинную цитату.
Иными словами, исходя из логики В. Макея, Россия обязана согласовывать с Минском собственную внутреннюю политику… А как тогда быть уже с российским суверенитетом? Ведь для легитимизации такого рода претензий к Москве Минску надо было бы для начала оккупировать Россию и поднять белорусский флаг над Кремлем. Но как понять тогда желание делить и «откачивать» национальное состояние соседнего государства?
Ведь Беларусь, как сугубо «суверенное государство», никогда не будет согласовывать с Россией, к примеру, дотации своему сельскому хозяйству, продукция которого, к примеру, явно демпингует на пару с подсанкционной Польшей на российском рынке. Москва даже не заикается об этом, как и не требует от «союзника» согласовать политику по отношению к той же Украине… Но вот России Минск может предъявлять любые претензии и требования. Данная практика очень напоминает политику Киева, который требует от России прекратить строить обходные газопроводы и угрожает многомиллиардными исками к «Газпрому» за прекращение газового транзита через украинскую территорию (?). Необходимо признать, что такого рода «приватизаторов» российских ресурсов, которым Москва «обязана» и «должна» на сотни будущих лет, на постсоветском пространстве хватает с избытком.
Так что В. Макей видимо уверен, что может поставить Москве «интеграционный ультиматум»:
«Мы можем говорить о каких-то стратегических целях, но, если мы не решим сегодняшние проблемы, то говорить об углубленной интеграции не приходится» (там же).
Звучит очень брутально, если только не понимать, что интеграция нужна в первую очередь Беларуси, а не России. Именно с интеграции Беларусь и «кормится». Россия как-то переживет без интеграции с РБ, а вот выживет ли Минск?
Видимо придется напомнить В. Макею, что российское высшее руководство уже указывало Минску на дверь: не нравится, никто не держит!
В конце концов, на России свет клином не сошелся. Беларусь вполне может интегрироваться с «братской Украиной» и вытягивать уже из Киева по 6-8 млрд. долларов дотаций ежегодно.
Киевский вектор
Понятно, что В. Макею пришлось объяснить позицию А. Лукашенко, уже не первый год призывающего Вашингтон присоединиться в «нормандской четверке». Зачем?
Скажем сразу, включить США – страну, которая использует Украину в качестве повода для жестких санкций против России, прилагает огромные усилия для международной изоляции Москвы, разрывая с РФ все соглашения и договора, поставляет в ВСУ оружие и требует от России немедленно вернуть Украине Крым и оставить без поддержки ДНР/ЛНР («вывести войска»), в состав «Нормандской четверки» без согласования с Россией невозможно. Понятно, что Москва никогда на такой шаг не пойдет.
Напомним, что в свою очередь, с требованием «усилить» «Нормандскую четверку» Вашингтоном неоднократно выступали как П. Порошенко, так и В. Зеленский, которые в свою очередь ищут возможность консолидировать западный мир против России и подвергнуть Москву на саммите «Нормандской четверки» массированному давлению.
Неужели В. Макей считает, что вдруг между Вашингтоном и Москвой возникнет понимание по Крыму или Донбассу? Оказывается, что в Минске в этот бред даже верят:
«Но если мы видим, что не получается в таком формате («Нормандская четверка» — А.С.), понимаем, что, наверно, все-таки без Соединенных Штатов Америки этот вопрос не удастся урегулировать, давайте попробуем привлечь США к этому вопросу, если они к этому готовы, если они готовы внести вклад в урегулирование этого конфликта. Именно из этого исходил, как я понимаю, глава белорусского государства, внося это предложение. Надо четко понимать, что сегодня, если там присутствует интерес США, то без участия США этот конфликт вряд ли будет урегулирован» (там же).
Как Вашингтон пробивает свои «интересы» и «решает» международные конфликты широко известно: от Югославии и Ирака, до Сирии и Ирана. Неужели это необходимо напоминать В. Макею? Зачем Минск принимает участие в западной антироссийской игре, фактически натравливая США на Россию по украинской теме. Белорусское руководство, пятый год наживаясь на войне в Донбассе, будет лить «крокодиловые слезы», подпихивая двух геополитических противников к конфликту?
Беларусь не Китай, а тандем «Лукашенко & В. Макей» не тянут на председателя Мао и как-то не похож на хитрую обезьяну, которая сидит на вершине холма и наблюдает оттуда в безопасности, как в долине схватились два тигра. На что рассчитывает белорусская «обезьяна»? На то, что заокеанский Тигр и соседский южный Шакал не забудут её услуг? Очень наивно.
Но, видимо в Минске уверены в том, что не только смогут обхитрить и Москву и Вашингтон, но и извлечь определенные политические выгоды из того, что они «где-то тут рядышком стояли»…
Реплика
Но, уделив столько внимания заявлениям В. Макея, придется все-таки признать бесполезность данного анализа. Дело в том, что все, что проговаривает министр иностранных дел Беларуси мгновенно обесценивает он сам, заявляя, к примеру, что именно с А. Лукашенко согласовали будущий саммит «Нормандской четверки»:
«Когда зашла речь о проведении этой встречи в нормандском формате, конечно же глава белорусского государства сразу же дал согласие на ее проведение».
Страшно подумать, что случилось бы с мировой политикой, если бы А. Лукашенко вдруг бы по каким-то причинам заупрямился и не согласовал бы встречу. Париж, Берлин и Москва, наверное, были бы просто унижены и сведены до уровня Бобруйска… (Басня Крылова «Слон и Моська» остается актуальной и в XXI веке).
Хотя, чему удивляться, если 4 октября в Житомире А. Лукашенко вел себя по меньшей мере как хан Золотой Орды, у которой Россия находится в статусе улуса-данника.
Житомирские посиделки
Учитывая традиционную словоохотливость белорусского президента, нам лучше обратиться к словам В. Зеленского, который подвел итоги октябрьских переговоров со своим белорусским коллегой:
«Чудесно, что Беларусь останется для Украины надежным партнером, который помогает достигнуть мира в нашей стране, и территорией, которая признает, что Крым и Донбасс — были и будут всегда Украиной»
(https://news.tut.by/economics/656067.html ).
Что еще пообещал А. Лукашенко Украине?
Во-первых, поставки белорусского топлива по потребностям Украины. При этом белорусский президент скромно умолчал, что Тюмень все-таки пока еще остается регионом Российской Федерации, а не областью Беларуси. До сегодняшнего дня белорусские нефтепродукты вырабатываются исключительно из российской нефти, так как до неоднократно обещанной А. Лукашенко американской нефти еще, судя по всему, далеко.
Учитывая, что Москва с 1 июня ввела жесткие ограничения на поставки нефти и нефтепродуктов, а также угля на Украину, то А. Лукашенко публично пообещал и далее обманывать своего «стратегического союзника», получая от него нефть по внутрироссийским ценам и перепродавать нефтепродукты Украине по мировым.
Во-вторых, А. Лукашенко повторил свое приглашение Киеву приступить к совместной разработке современных образцов ракетного оружия. Первый раз он высказался на эту тему на встрече с украинскими журналистами. Понятно, что не совсем «свежую» китайскую ракету, установленную на белорусской РСЗО «Полонез», все-таки трудно считать полноценным изделием белорусского ВПК. Но тут возникает вопрос: против кого ракеты?
Украина имеет специальный закон, согласно которому Россия считается «агрессором». С 2014 года украинский ВПК открыто и демонстративно работает на подготовку масштабной войны с РФ. Война с Россией, как часть общей парадигмы неприятия РФ в формате «Или Украина или Россия», лежит в основе современной государственной идеологии Украины. Но тут возникает парадокс: Беларусь, как официальный «союзник» России, претендующая и требующая многомиллиардные дотации из российского бюджета, буквально просит Киев допустить её к военно-технической подготовке войны с Россией.
Итак,
А. Лукашенко просто иступлено ищет любые возможности для политического и физического выживания. Но белорусский президент реально никому не нужен, включая России. Он одинок и не вписан ни в какие региональные, не говоря уже о мировых трендах, от него ничего не зависит. Как бы Белорусский МИД не создавал вокруг А. Лукашенко иллюзию международной тусовки (пример «Минского диалога», намеченного на начало следующей неделе очень красноречив), от статуса международного изгоя А. Лукашенко может избавиться только в случае однозначного геополитического поворота, на который белорусский президент, как на собственное самоубийство, никогда не пойдет. Но время не терпит…
Именно поэтому белорусская политическая «Санта-Барбара» все-таки походит к концу.
А. Суздальцев, Москва,
06.10.2019
