Zaxid (Украина): чей Крым?
Zaxid.net, Украина
01.10.2019
источник: cdn1.img.inosmi.ru
Сравнивая сегодняшнюю ситуацию вокруг Крыма с историей включения Львова в состав Украины, автор отмечает, что опыт последних пяти лет показал: «бандеровский дискурс» не объединяет вокруг себя большинство граждан Украины.
Павел Зубюк
Проблемой многих людей на Украине является то, что они считают свое мнение безоговорочно правильным.
Кажется, ответ на этот вопрос очевиден. Крым является международно признанной территорией Украины, а Россия — это государство-оккупант. Однако, такой ответ удовлетворит далеко не всех. Так же, как далеко не для всех украинцев является очевидным ответ на вопрос «Чей был Львов в 1938 году?».
С точки зрения международного права, Львов был бесспорно польским городом. Впрочем, до сих пор многочисленные украинские патриоты наперебой доказывают, что Львов принадлежал Украине, только был противоправно оккупирован Польшей. И никакие аргументы не будут действовать, как не действовали они на тех россиян, которые все годы независимости упорно утверждали, якобы Крым находился в составе Украины противоправно.
Проблемой многих людей является то, что свое мнение они считают безоговорочно правильным, а точку зрения других людей — проявлением их глупости или продажности. Скажем так, мы считаем, что россияне, которые добровольно ехали воевать на Донбасс (я сейчас не говорю о кадровых военных), должны чувствовать себя оккупантами. Но с их точки зрения, оккупантом в этой ситуации была именно Украина, которая обманным путем захватила так называемую Новороссию. И у них имелись подтверждения такого мнения, потому что они собственными глазами видели людей, выходивших в их поддержку. В частности, эти люди не обязательно ощущали себя частью России, просто они испугались, что в их город придут страшные фашисты-галичане и начнут массовые убийства.
«К чему ты клонишь?»
— спросит кто-то из читателей.
Сейчас я просто хочу расставить все точки над «i». Не стоит надеяться, что жители Крыма или Донбасса будут воспринимать Украину точно так же, как жители Галичины или украинская диаспора в Канаде. Более того, даже внутри самой Галичины или канадской диаспоры существуют различные мнения, пусть даже все они не представлены в публичном дискурсе.
И здесь, собственно, я подхожу к объяснению того момента, который кое-кто не совсем правильно понял из моей предыдущей статьи. Я не говорил, что Украине не нужна история, что от нее нужно отказаться, а говорить только о будущем. Я говорил о том, что поддерживаемое государством видение истории Украины, должно объяснить подавляющему большинству украинских граждан, почему именно оно — наше независимое государство — должно быть для нас ценностью. И не просто объяснить, а объяснить так, чтобы большинство граждан — это объяснение восприняло, в него поверило и, отталкиваясь от него, участвовало в построении украинского, а не какого-то другого государства.
Опыт последних пяти лет показал, что апелляция к бандеровскому дискурсу не объединяет вокруг себя большинство граждан Украины. Грубо говоря, «строить украинское государство только на том основании, что за него воевали бандеровцы» — неубедительный аргумент. Конечно, многие убеждены, что без национального Пантеона святых и праведных героев ни одно государство существовать не может. Однако, сейчас не XIX век, и создавать на ровном месте образ «святых и праведных» там, где каждый может в несколько кликов увидеть в интернете альтернативную версию, — не лучшая идея.
Украинская история ХХ века очень сложная и очень интересная, гораздо сложнее и интереснее, чем примитивные лозунги. Это касается и истории Украины начала ХХІ века. И даже последнего пятилетия.
К сожалению, практически никто из многочисленного населения Украины не понял, что с этим всем делать. Это же касается и вопроса, вынесенного в заголовок. Даже условнопатриотическое общество как безумный маятник колеблется из крайностей в крайности:
«Крымчане, вы — наши братья-украинцы!», «Крымчане, вы — предатели!», «Крым — для крымских татар, всех крымских россиян депортировать, как немцев Судет!» (немцы, которые до 1945 года компактно проживали в Судетской области Чехии — прим. перев.). И даже существуют такие экзотические варианты как «Крым нам не нужен!» и «Крымских татар также депортировать, ибо они предатели!».
2014-й год поставил перед нами много сложных вопросов, на которые нет простых ответов. И перессориться в процессе обсуждения гораздо проще, чем найти эти ответы. Что ж, по крайней мере это мы делаем достаточно успешно.
