Медленнее и дороже: как авиакомпании «накручивают» время полета

Авиакомпании «накручивают» время полета. В западной прессе подсчитали, что современные рейсы длятся намного дольше, чем это было в далекие 60-е годы. В ряде случаев заявленное время полета оказывается на целый час больше того, на что реально способен самолет. У экспертов нашлось этому только одно объяснение: компании закладывают избыточный временной люфт, чтобы не допустить задержки. Но практика показывает, что подобная тактика себя не оправдывает. Время рейсов только растет, а с ними и стоимость билетов. Обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.
В это сложно поверить, но 50 лет назад пассажиры авиарейсов прибывали в пункт назначения быстрее, чем сейчас. Например, путешествие из Нью-Йорка в Вашингтон занимало всего 45 минут, а сегодня точно по такому же маршруту, причем на ультрасовременных реактивных лайнерах, – почти 1,5 часа. Полет через всю Америку с западного на восточное побережье тогда же, в 60-е годы, занимал в среднем 5 часов, сегодня – более 6-ти. У авиационщиков этот прием называется «растяжением графика». Компании сознательно перестраховываются на случай задержек, причем в последние годы со все более значительным запасом. У пассажиров это вызывает иллюзию «ускоренного полета», ведь рейс уходил с большим опозданием, а прибыл ровно к заявленному времени.
Зарубежные общества по защите прав потребителей заявляют, что это – грубая манипуляция, и, по-хорошему, за это нужно перевозчиков наказывать. В России на это смотрят более философски. Сооснователь и гендиректор Compensair (компании, защищающей права пассажиров) Роман Гильманов говорит, что в наше время перезакладка по времени вполне оправдана.
ГИЛЬМАНОВ: Это не тенденция, а скорее необходимость. Они закладывают больше времени за счет того, что в последние десятилетия серьезно возрос авиатрафик и плотность самолетов в воздухе. Это требует изменения маршрутов, которые в ряде случаев становятся длиннее. В первую очередь на увеличение времени, которое закладывают в рейс, влияет возросший трафик и плотность пассажиропотока.
Зарубежные эксперты говорят: проблема не только в том, что пассажиры поневоле проводят в аэропорту и кресле самолета лишний час, а еще и в стоимости этих лишних минут. Чем меньше рейсов приходится на одну компанию (в том числе из-за растяжения графика), тем больше стоят билеты. Несколько лет назад проводился эксперимент, который показал, что если оптимизировать работу перевозчика – когда синхронно готовят к вылету самолет и экипаж, а параллельно с этим регистрируют пассажиров, минимизируя очереди, – то выходит существенная экономия – до 100 миллионов долларов в год. И это только на горючем, которое больше не сжигается вхолостую.
Возникает вопрос: почему они все так не делают? Эксперты говорят, что у компаний нет на это особой мотивации. Инвестиции в технологии, которые бы заставили их быстрее двигаться в аэропорту, слишком дороги, и окупятся они далеко не сразу. В итоге получается, что авиакомпаниям выгоднее возить меньше людей за большие деньги. Хотя, если говорить по совести, у них есть масса возможностей ускорить свою работу, рассуждает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
ЗОТОВ: Можно взять в качестве примера азиатские страны, когда багаж можно сдать прямо в центре города, и он автоматически доедет до самолета, его обязательно загрузят в самолет, на котором вы летите. Это также ускоряет процесс. Это ускоряет время подготовки к вылету на 20-30 минут, и борт отправляется гораздо быстрее. Такие механизмы можно вводить и у нас.
Ситуация с воздушными перевозками чем-то напоминает такси 10-летней давности, когда еще не было агрегаторов, и все было дороже и медленнее. Есть, правда, и существенное отличие между ними. Закон гораздо сильнее защищает пассажиров самолетов, чем в наземном транспорте. Например, существуют правила возврата стоимости билета, если рейс задержали более чем на 3 часа. То есть пассажир имеет право вернуть свои деньги, даже если успешно долетел, но при этом сильно опоздал. Плюс к этому есть требования по бесплатному питанию в аэропорту и по предоставлению спальных мест, если задержка происходит ночью. Авиакомпаниям проще «накинуть» лишний час в расписании, чтобы не напороться на все эти гарантии, если, например, испортится погода или произойдет какой-нибудь технический сбой, и самолет не вылетит вовремя.
А так – поскольку времени у них с большим запасом – им реже приходится выплачивать компенсации и организовывать размещение пассажиров отмененных и опоздавших рейсов. В России о такой практике знают, но чаще авиакомпании предпочитают выплатить компенсацию, чем перезакладываться по времени, добавляет Илья Зотов.
ЗОТОВ: Также нужно учитывать, что, по сравнению с другими странами, у нас играют большую роль погодные условия. В частности, задержки и отмены часто происходят в зимнее время. Но даже в снежный сезон авиакомпании в основном стараются соблюдать временные режимы. И если возникает сбой в расписании, то авиакомпании не скидывают с себя ответственность, а выплачивают компенсацию пассажирам.
Как исправить ситуацию с удлиненными рейсами, никто из экспертов не знает. Факты говорят сами за себя: авиакомпании за последние годы инвестировали несколько миллиардов в новейшие технологии, однако число задержек по их вине только выросло. При этом в подавляющем большинстве случаев они списывают все проблемы на службы безопасности аэропорта, что при детальном разборе оказывается неправдой. По подсчетам экспертов, до 80% ситуаций, приводящих к задержкам, находятся в ведении авиаперевозчика. Что же касается проверок безопасности (багажа, паспортов, состояния самолета), то там, наоборот, время работы специалистов постоянно сокращается. В итоге платят за это те немногие пассажиры, которым по карману нынешние цены на авиабилеты.
Другими словами, летать становится все безопаснее и удобнее, но маршрутов больше не становится. И для большинства людей самолет по-прежнему роскошь, а не средство передвижения.
Чушь какая-то.
Самолеты летают медленнее, потому что это оптимально по расходу топлива для современных двигателей. Они летают медленее, потому что у них другая аэродинамика (например толщина и стреловидность крыла), которая деалет возможной более комфортный полет и более мягкую посадку, которая снижает шумность.

